Концепция взаимодействия инвестиций, инноваций и интеграции в региональной системе профессионального образования («Концепция трех И») в условиях технологической модернизации производства и перехода на цифровую экономику

CONCEPT OF INTERACTION OF INVESTMENT, INNOVATION AND INTEGRATION IN REGIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM (3I CONCEPT) UNDER TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF PRODUCTION AND TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY



В.Р. Ковалев
Г.И. Лукин
С.В. Тарасов
V.R. Kovalev
G.I. Lukin
S.V. Tarasov
mail@gief.ru
laborator@rambler.ru
office_edu@lenreg.ru
ректор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
научный руководитель лаборатории социально-экономических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО
председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктор педагогических наук, профессор
Rector of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
scientific supervisor, the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment, St. Petersburg University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Sciences of Russia
Head of Committee of General and Vocational Education of Leningrad Region, Doctor of Pedagogics, professor; St. Petersburg
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • региональная система профессионального образования
  • инвестиции
  • инновации
  • интеграция
  • технологическая модернизация производства
  • «Концепция трех И»
  • агрегированные и дезагрегированные модели взаимодействия
  • цифровая экономика
  • концепция взаимодействия
  • адаптация новой методологии экономических исследований к предмету исследования
  • Keywords:

  • regional system of education
  • investment
  • innovation
  • integration
  • the 3I Concept
  • aggregated and disaggregated interaction models
  • digital economy
  • interaction concept
  • adaptation of the new methodology of economic research to the subject of investigation
  • В статье определяется экономическая сущность и особенности взаимодействия инвестиций, инноваций и интеграции в региональной системе профессионального образования (РСПО) в условиях технологической модернизации производства и программного перехода общества на цифровую экономику. На этой основе определены принципы и модели взаимодействия этих базовых экономических категорий для устойчивого и опережающего развития региональной системы профессионального образования и выдвинуты три базовые концептуальные положения для реализации их взаимодействия в общественно-хозяйственной практике РСПО как гаранта адаптации трудоспособного населения к технологическим нововведениям и цифровой экономике.

    We determine the economic essence and specific characteristics of interaction of investment, innovation and integration in the regional system of professional education under technological modernization of production and programmed transition to digital economy. It makes the basis for distinguishing principles and interaction models of the three key economic categories in question for sustainable and advanced development of the regional system of professional education. Three basic concepts to implement their interaction in social and economic practice of the regional system of professional education as guarantor of adaptation of able-bodied population to technological novelties and digital economy are introduced.

    Обзор статьи

    Переход России на цифровую экономику напрямую коснется такой важнейшей сферы жизни общества, как отечественная система профессионального образования. Переход на цифровую экономику, а также использование искусственного интеллекта, роботизация многих ручных технологий в производстве и управлении вызовет взрывную потребность не только в переподготовке занятых и высвобождаемых работников, поступающих на региональные рынки труда, но и всего населения, включая пенсионеров, поскольку цифровые технологии затронут фактически все жизненные сферы общения людей: ЖКХ, банковскую систему, властные структуры управления вплоть до замены денежных знаков их цифровыми носителями (цифровые деньги). К сожалению, в принятой федеральным Правительством программе «Цифровая экономика» на период до 2025 года не определены риски ее реализации для населения и расчетная потребность в его профессиональном обучении и переобучении для современной адаптации к цифровой экономике. Все это вызывает опасность разделения всего трудоспособного населения, включая его третий возраст, уже к 2025 году на две неравноправные категории: владеющих «цифрой» и не владеющих этим инструментом даже на уровне непрофессионального пользователя «Интернет» и бытовыми информационно-коммуникационными технологиями. Здесь следует отметить, что в системе образования уже в конце прошлого века началось активное освоение IТ и реализация программных средств (ПС) в общеобразовательной и профессиональной школе. Представители подрастающего поколения, попадая на региональные рынка труда, в настоящее время должны быть адаптированы к работе в условиях цифровой экономики (ЦЭ), однако без гарантии трудоустройства по имеющимся на производстве действующим и вновь возникающим профессиям.
    Отметим, что в условиях цифровой экономики сохранятся три категории наемных работников: менеджер, специалист и рабочий. Последний будет, очевидно, выполнять функции запуска производимой с использованием программных средств разнообразной продукции, т.е. выполнять регулирующую трудовую функцию, а ее изготовление и контроль качества будут «поручены» также ПС. Поэтому вряд ли можно согласиться с авторами статьи «Восстание машин на рынке труда», опубликованной в Российской газете 11 мая 2017 г., в которой рабочий нового поколения «должен знать различные языки программирования и уметь строить 3D-модели». Очевидно, эти функции должны выполнять специалисты-технологи совместно с программистами в различных отраслях хозяйственного комплекса страны.
    Естественно, что кадровое обеспечение активизации процессов технологической модернизации производства и переход на цифровое образование во всех его звеньях потребует значительных инвестиций в эту образовательную систему, что тоже не определено в образовательном разделе указанной выше Программы. Важно отметить, что без целенаправленных государственных и корпоративных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства система профессионального образования не сможет развиваться на инновационно-интегрированной основе и в полной мере выполнять свою регулирующую функцию по восстановлению равновесия в экономике, нарушенного вводом в действие новых мощностей и инновационных технологий. Эта функция должна реализоваться за счет опережающей подготовки кадров, что позволит сбалансировать рост интеллектуальной составляющей человеческого капитала с ростом вещественного капитала. Суть данного процесса – в последовательном переходе на интеллектуальный капитал инновационных и информационных предприятий, что в прогнозируемой перспективе изменит роль классических факторов производства, прежде всего – материально-вещественных. Все это актуализирует малоизученные экономической наукой взаимосвязи трех рассматриваемых базовых экономических категорий в инновационно-поступательном и опережающем развитии профессионального образования как гаранта адаптации всего населения России к цифровой экономике и другим видам технологической модернизации производства (подчеркнуто нами). Вместе с тем следует согласиться с мнением ректора МГУ, академиком РАН В.А. Садовничим, который на Санкт-Петербургском экономическом форуме-2017, отвечая на вопросы корреспондента «D-Russia», сказал, что не стоит спешить, объявляя, будто будущее зависит от цифровой экономики. По нашему мнению, она не может полностью поглотить «цифрой» производство и жизнедеятельность людей, прежде всего их интеллектуальную деятельность в различных отраслях хозяйственного комплекса страны, особенно в науке и образовании, т.е. в тех отраслях, где интеллект человека не может быть полностью замещен искусственным интеллектом и цифровыми технологиями, как и духовность человека и всего российского общества. Именно нарастание (за счет инвестиций) интеллектуального капитала человека (ИКЧ) и предприятия (ИКП) как глобальных компонентов общества будет драйвером формирования новой экономики, которую, по нашему мнению, следует определять как интеллектуальную экономику, где ведущая роль принадлежит не классическим факторам производства, а интеллектуальному капиталу инновационных предприятий.

    Список использованной литературы

    1. Авербух Р.Н., Ковалев В.Р., Лукин Г.И., Тарасов С.В. Становление и развитие интегрированного научно-образовательного комплекса в регионе: теория и практика: монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. С.В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. 194 с.
    2. Ананеион И. Финансовые проблемы экономической науки. М.: ИЭ РАН, 2009.
    3. Бурдяк А., Логинов Д., Малева Т., Полякова А. Текущие тенденции в социальном развитии (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС). 2017. Июнь. URL: http://www.ranepa.ru/images/insap/monitoring-may.pdf (дата обращения: 05.08.2017).
    4. Золотарева А. Риски нового этапа реформы системы бюджетных учреждений // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 4. С. 7.
    5. Freeman R. Edward. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.
    6. GAAP.RU: [сайт]. URL: http://www.gaap.ru (дата обращения: 05.08.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2