Анализ современных тенденций функционирования сферы культуры

ANALYSIS OF MODERN TRENDS IN THE CULTURAL SECTOR



Н.В. Сабельникова
N.V. Sabelnikova
kit.producer@mail.ru
доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения
Associate Professor at the Department of Cinema and Television Producing, Saint-Petersburg State Institute of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • культура
  • сфера культуры
  • тенденции развития
  • учреждения культуры
  • театр
  • музей
  • библиотека
  • Keywords:

  • culture
  • cultural sector
  • development trends
  • cultural institutions
  • theatre
  • museum
  • library
  • В статье рассмотрены основные направления развития сферы культуры в Российской Федерации. Проведен анализ современных тенденций развития мировой и отечественной сферы культуры. Даны авторские рекомендации по повышению эффективности работы организаций сферы культуры.

    The article describes main directions of the development of the sphere of culture in the Russian Federation with the analysis of modern trends of the development of global and domestic culture. A number of the author's own recommendations of how to improve the efficiency of the organizations of culture are presented.

    Обзор статьи

    Традиционно сфера культуры рассматривалась как область, которая развивается по своим правилам и законам. Однако в последние годы культура становится предметом научных интересов не только среди культурологов, но и экономистов. Развитие сферы культуры в настоящий момент является важнейшим национальным приоритетом развития страны [10]. Особенности культурной сферы диктуют двойственный характер ее развития. На сегодняшний день актуально решение задач, касающихся государственного регулирования деятельности учреждений культуры. Кроме того, до сих пор остается нерешенной проблема повышения эффективности культурных учреждений с помощью рыночных механизмов.
    Доступ к культурным ценностям является одним из важнейших прав человека, поэтому так необходимо государственное участие в культурной жизни общества. К основным функциям государства в сфере культуры можно отнести формирование приоритетов развития культуры в целом, а также согласование культурных потребностей и интересов различных слоев общества, территориальных и национальных общностей. Анализ современного состояния и развития сферы культуры в Российской Федерации позволяет прийти к выводам, что действующая государственная политика на практике сталкивается с рядом трудностей [4]. Перманентно возникающие проблемы в процессе реализации современных государственных программ в сфере культуры делают актуальным вопрос об их пересмотре.
    В настоящее время в мире наблюдается рост интереса к сфере культуры, поскольку большинство людей стремится к саморазвитию, желает повысить свой культурный уровень. Стремление государств инвестировать в человеческий капитал на системной основе вызывает необходимость в формировании большого количества компетентных кадров для сферы культуры. Так, в Российской Федерации наблюдается повсеместный недостаток сотрудников сферы культуры, которые бы отличались достаточным уровнем компетенции, широтой кругозора, а также нравственным развитием. Стоит отметить, что в сфере культуры Российской Федерации задействовано по большей части возрастное поколение кадров. При этом современный сотрудник сферы культуры должен владеть иностранными языками, обладать актуальными профессиональными знаниями, а также маркетинговыми навыками, способствующими привлечению денежных средств и иных видов ресурсов в учреждения культуры.
    Отметим, что динамика культурных процессов внутри страны является одним из важнейших показателей ее развития: в современных реалиях культура все чаще рассматривается как орудие экономического прогресса, а также двигатель развития. Ряд исследователей отмечает, что сфера культуры может создавать свои источники дохода за счет туризма, внося вклад в развитие региона и страны, а опыт западных стран показывает, что сфера культуры имеет большой потенциал с точки зрения занятости в ней населения, а также формирующихся в ней доходов [3; 5].
    В современной сфере культуры на настоящем этапе развития сложилось два противоположных явления: глобализация, характерная сейчас для всего мира, способствующая появлению наднациональных культур, при этом наблюдается рост интереса к традициям и обычаям местных культур, большую актуальность приобретает проблема сохранения культурных ценностей малых народов, их традиций и обычаев. Данная проблема особенно актуальна для Российской Федерации. Отличительной чертой России являются ее значительные территориальные размеры, а также широкое культурное и этническое разнообразие. На данный момент актуальным является вопрос сохранения национальных культур, обычаев и традиций, который нашел отражение в официальном Постановлении Правительства РФ от 27.12.2012 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы» [1]. В тексте данного распоряжения сказано, что «…Культура включает не только искусство и наследие, но и нравы, обычаи, традиции и ценности различных народов и иных сообществ, что предполагает необходимость учета в государственной политике и их интересов» [6]. В данном постановлении признается огромный культурный потенциал Российской Федерации, который до сих пор не реализован в полной мере с точки зрения потенциальных экономических результатов. Отметим, что в тексте этого документа представлены нерешенные проблемы, существующие в сфере культуры: недостаточная материально-техническая обеспеченность большинства учреждений культуры, нехватка средств на проведение противоаварийных и ремонтных работ, тенденция старения и снижения квалификации кадров. Основными приоритетами развития в сфере культуры названы: улучшение качества функционирования библиотечного, музейного, архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности; сохранение и популяризация объектов культурного наследия; укрепление потенциала России в сфере культуры для формирования её положительного образа как внутри страны, так и за ее пределами.
    Несмотря на поддержку со стороны государства, учреждения культуры и в целом вся сфера культуры на современном этапе переживают стагнацию [3]. Отметим, что с 1990 года в Российской Федерации наблюдается медленный рост числа учреждений культуры, однако статистические данные свидетельствуют о том, что численность зрителей и посетителей на начало 2000-х годов резко упала. Лишь с начала 2011 г. начинается небольшой рост численности посетителей театров, музеев (см. рисунок). Среднегодовой темп прироста посетителей музеев, начиная с 2003 г. по 2015 г., составляет 1,42% [4], театров – 1,04%.Так, в среднем жители России посещают театры и музеи меньше одного раза в год. Однако если дифференцировать данные показатели, оказывается, что число посетителей музеев в период с 2011 по 2015 года возросло, и количество зрителей театров незначительно увеличилось. Поскольку в последние годы в России наблюдается тенденция роста числа театров, а интерес со стороны населения не увеличивается, данные показатели вызывают настороженность. По нашему мнению, для привлечения новых посетителей в музеи и театры необходимо создавать интересные и информативные сайты, проводить широкую пиар-поддержку.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Астафьева О.В. Культурная политика России: теория – реальность – перспектива // Государственная служба. 2010. № 1. С. 68–73.
    4. Балтина А.М. Оценка эффективности расходов государственных (муниципальных) учреждений // Финансы и кредит. 2011. № 13. С. 57–62.
    5. Бетехтина Д.А. Сфера культуры как особая область экономической деятельности. // Проблемы современной экономики. 2010. № 4. С. 330–333.
    6. Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах. 2015 год / Министерство культуры Российской Федерации. М., 2016.
    7. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах. 2015 год / Министерство культуры Российской Федерации. М., 2016.
    8. Система статистики культуры ЮНЕСКО. UNESCO Institute for Statistics, 2010.
    9. Театры Российской Федерации в цифрах. 2015 год / Министерство культуры Российской Федерации. М., 2016.
    10. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2010. 528 с.
    11. Учреждения культурно-досугового типа Российской Федерации. Парки культуры и отдыха в цифрах. 2015 год. М., 2016.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2