Анализ и оценка рисков при коммерциализации инновационной научно-технической продукции

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF RISKS WHEN COMMERCIALIZING INNOVATION SCIENTIFIC-TECHNICAL PRODUCTS



О.А. Цуканова
O.A. Tsukanova
zoa1999@mail.com
профессор кафедры экономики и стратегического менеджмента ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», доктор экономических наук, доцент
Professor, the Department of Economics and Strategic Management, St. Petersburg ITMO University, Doctor of Economics, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • риск
  • неопределенность
  • инновации
  • научно-техническая продукция
  • анализ и оценка риска
  • Keywords:

  • risk
  • uncertainty
  • innovations
  • scientific-technical products
  • analysis and assessment of risk
  • В настоящее время актуальной проблемой для значительного количества хозяйствующих субъектов становится поиск путей эффективной коммерциализации инновационной научно-технической продукции. Но при этом хозяйствующие субъекты и авторы (создатели) данных инноваций сталкиваются со значительными рисками. В отношении научно-технических нововведений всегда существует вероятность, что стоимость решения технических проблем окажется неприемлемой для потенциальных потребителей технических новинок.
    Цель статьи – разработать методические рекомендации по идентификации, анализу и оценке типичных рисков в процессе вывода научно-технической продукции на рынок для повышения результативности коммерциализации инновационных продуктов.

    Finding ways of effective commercialization of innovation scientific-technical products is currently a relevant problem for most economic entities. Meanwhile the economic entities in question and authors (creators) of innovations face significant risks. As far as scientific-technical innovations are concerned, chances are that the cost of solving technical problems may appear inacceptable for potential consumers of technical novelties.
    The research is aimed at developing guidelines how to identify, analyze and assess typical risks when launching scientific-technical products to improve the results of commercialization of innovation products.

    Обзор статьи

    В современных рыночных условиях функционирование предприятия может считаться эффективным при условии осуществления постоянных инновационных преобразований в бизнес-процессах, внедрения новейших достижений науки и техники в хозяйственную деятельность. Но при этом процесс внедрения инноваций, создания новой научно-технической продукции является стохастическим, а значит, содержит в себе риск и неопределенность. Существование неопределенности и риска является неотъемлемым компонентом любой инновационной деятельности и выступает фактором движения экономической системы. Таким образом, необходимо учесть риски, оценить и сформировать комплекс мероприятий по их минимизации, что в конечном счете должно привести к разработке грамотного комплекса мер по коммерциализации результатов научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ [3]. Неспособность авторов и владельцев научно-технических разработок принимать обоснованные решения в условиях динамично меняющейся внешней среды, адаптироваться к внешним условиям, максимально учитывать и предусматривать все возможные риски препятствуют реализации рыночного и коммерческого потенциала продукции, оставляя значительную часть подобного рода разработок только на уровне теоретических моделей.
    Для идентификации, анализа и оценки возможных рисков, возникающих в процессе создания и коммерциализации научно-технической продукции, следует сформулировать основные проблемы, возникающие в процессе данной хозяйственной деятельности, которые заключаются в следующем:
    1) незавершенность значительной части научных разработок с точки зрения их дальнейшей реализации на рынке. В связи с этим возникает неопределенность в аспекте того, какую нишу займет разработка на рынке, удовлетворит ли она потребности в рамках созданного базового варианта, а также на данном этапе велик риск того, что инновационный товар-разработка будет не конкурентоспособен по сравнению с аналогичными товарами и товарами-заменителями в связи с высокой себестоимостью и/или низкими функциональными, физическими и маркетинговыми характеристиками. Чем больше разрыв между требованиями производства нового продукта и существующими возможностями производственного подразделения, тем значительнее риск возникновения дополнительных затрат [3; 4];
    2) проблема адекватной оценки коммерческой привлекательности инновационного продукта и его ниши на рынке. Ошибки и неопределенность на этапе оценки коммерческой привлекательности проекта могут возникать по следующим причинам: неточные представления научно-технических специалистов об уровне затрат производства и особенно реализации продукции на рынке; недостаточный учет динамики внешних факторов и сил (инфляция, налоги, изменения в отраслевых и рыночных тенденциях, изменения природоохранного законодательства и другие факторы);
    3) низкий уровень использования маркетинговых инструментов для анализа и оценки результатов коммерциализации научных разработок. Решением проблемы может стать совместная работа разработчиков научно-технической продукции и специалистов в области экономики с самого начала проведения практических научных исследований;
    4) проблема поиска необходимых финансовых средств для создания разработки (для коммерческих предприятий) и/или доведения разработки до рынка и придания ей необходимых характеристик, диктуемых выбранным сегментом потенциальных покупателей (если разработка изначально создавалась на средства, безвозмездно выделенные на НИОКР;
    5) риск увеличения запланированного уровня затрат на инновационную разработку, которые возникают на этапе НИОКР, этапе создания прототипа или опытного предприятия, капитальных вложений в производственные мощности, а также первоначальных рыночных затрат (связанных с коммерциализацией);
    6) риск в оценке длительности проектов, который превышает ошибки в расчете уровня затрат.
    Для прогнозной оценки результатов коммерциализации научно-технической продукции целесообразно использовать расчеты, в которых учитывается вероятностный характер ожидаемого результата в условиях неопределенности, все планируемые затраты и ожидаемый эффект [5]. Эффективность реализации инновационной научно-технической продукции на рынке может быть определена по формуле:

    где П – ежегодный объем продаж нового изделия, С – продажная цена изделия, Т – жизненный цикл инновационной разработки (предполагаемый срок производства нового изделия или период его освоения до снятия с производства), Рт – вероятность технического успеха (вероятность практического повторения исследовательских идей в новой продукции), Рк – вероятность коммерческого успеха (возможность сбыта продукции на рынке и получение ожидаемых прибылей), Ез – сумма затрат на реализацию, включая затраты на разработку, освоение производства и текущие производственные затраты.

    Список использованной литературы

    1. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 272 с.
    2. Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент. Ростов н/Д: Феникс, 2044. 320 с.
    3. Цуканова О.А., Шашкова Е.В. Особенности коммерциализации научно-технической продукции в России // Современные проблемы науки и образования. 2013. Вып. 2.
    4. Цуканова О.А., Дубицкая Е.А. Определение рациональных подходов коммерциализации результатов инновационных научных исследований в России // Фундаментальные исследования. 2015. № 5 (часть 2). С. 451–455.
    5. Hard A.A. Chart for Evaluating Product Research and Development // Operational Research Quarterly. 1966. № 17.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2