ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Цифровизация высшего образования с позиции формирования у студентов основ профессиональной идентичности

Digitalization of Higher Education from the Point of View of Professional Identity Development



О.В. Налиткина
O.V. Nalitkina
writemesoon_olga@mail.ru
доцент кафедры иностранных языков, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доцент
senior lecturer, the Department of Foreign Languages, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, associate professor
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • цифровизация
  • высшее образование
  • профессиональная идентичность
  • смешанное обучение
  • онлайн-образование
  • виртуальная образовательная среда
  • Keywords:

  • digitalization
  • higher education
  • professional identity
  • blended learning
  • online education
  • virtual educational environment
  • Статья посвящена цифровизации высшей школы и ее влиянию на формирование у студентов основ профессиональной идентичности как результата образования. В качестве основных трендов цифровизации рассматриваются смешанное обучение, развитие онлайн-образования, создание виртуальной (цифровой) образовательной среды и изменение подхода к управлению образовательными организациями. Уточняются компоненты в составе профессиональной идентичности и методы их развития. Оценивается потенциал смешанного обучения в развитии основ профессиональной идентичности.

    The research is devoted to the digitalization of higher school and its influence on the formation in students the foundations of professional identity as the result of education. We consider blended learning, the development of online education, virtual (digital) educational environment and changes in management of educational institutions as the main trends of digitalization. The components of professional identity and methods of their development are specified. We assess the potential of blended learning for the development of the foundations of professional identity.

    Обзор статьи

    Феномен цифровизации и изменения, происходящие под его влиянием в системе образования, на протяжении последних нескольких лет находятся в фокусе научных дискуссий, академических исследований и практических разработок. За это время как у любого явления у цифровизации образования появились горячие сторонники и убежденные противники.
    Апологеты применения цифровых технологий обращают внимание на такие преимущества данного явления, как высокая степень доступности информационных образовательных ресурсов, их адекватность когнитивным особенностям современных студентов, повышение вовлеченности учащихся в процесс обучения, возможность максимально оптимизировать процесс взаимодействия между преподавателями и студентами, упрощение процедур контроля за деятельностью образовательных организаций и качеством оказываемых образовательных услуг вследствие повышения прозрачности данной деятельности, рост возможностей индивидуализации обучения, а также предоставления актуальной информации в условиях ее быстрого устаревания, повышение эффективности информационно-поисковой и экспериментально-исследовательской учебной деятельности [2; 3; 8; 11; 13; 16].
    В качестве основных недостатков цифровизации образования чаще всего выделяют неспособность учебных заведений быстро и своевременно реагировать на меняющиеся ожидания пользователей образовательных услуг, практически неограниченное количество поставщиков данных услуг, приводящее к высокой конкуренции на рынке образования, связанные с этим проблемы качества образовательных программ и надежности их провайдеров, противоречие между высоким уровнем предметной подготовки преподавателей высшей школы и недостаточно сформированными у них цифровыми компетенциями.
    Среди моментов, вызывающих особую обеспокоенность, – утрата статуса отечественного высшего образования и сокращение контингента студентов, формализация программ профессиональной подготовки, ограниченный спектр формируемых у слушателей компетенций, недостаточно высокий уровень получаемых знаний, отсутствие академической подготовки у новых участников образовательного процесса, определяющих его форму и содержание [8; 15].
    Помимо обсуждения преимуществ и недостатков цифровизации высшей школы, значительное количество исследований посвящено организации процесса обучения, выбору модели и формата его реализации, формированию цифровой компетенции, рассмотрению имеющихся электронных обучающих ресурсов, основных платформ, а также опыту их практического применения в высшем образовании [11; 12; 15].
    На наш взгляд, такой анализ отдельных компонентов образовательного процесса не позволяет сформировать более полную картину того, как цифровые технологии концептуально меняют модель образования. В рамках данной работы нам бы хотелось затронуть проблему цифровизации высшего образования с позиции того влияния, которое это явление оказывает на достижение главной цели высшей школы, а именно – подготовку профессионала.

    Список использованной литературы

    1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 14 (273). С. 86–91.
    2. Данилов О.Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 448–451.
    3. Малошонок Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59–83.
    4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
    5. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101.
    6. Налиткина О.В. О корреляции понятий «компетенция» и «профессиональная идентичность» // Современные парадигмы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях роста неопределенности внешней среды: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Гатчина, 21 апр. 2023 г. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2023. С. 593–597.
    7. Налиткина О.В. Основы профессиональной идентичности как результат высшего профессионального образования // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения – 2022: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2022. С. 382–384.
    8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.
    9. Осмоловская И.М. Представление об учебном предмете в современной дидактике // Инновации в образовании. 2008. № 2. С. 31–42.
    10. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2