ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности инновационного менеджмента в условиях цифровизации экономики

Features of Innovation Management Under Digitalization of Economy



В.А. Левизов
V.A. Levizov
kaf-mark@gief.ru
профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
professor, the Department of Management and Marketing, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • инновации
  • инновационный менеджмент
  • инновационные экосистемы
  • цифровизация экономики
  • краудсорсинг
  • Keywords:

  • innovation
  • innovation management
  • innovation ecosystems
  • digitalization of the economy
  • crowdsourcing
  • Обеспечение инновационного развития служит основой успеха современных организаций. Однако в Российской Федерации данное направление экономической деятельности сталкивается с целым рядом проблем. Автором проанализирован зарубежный опыт управления созданием инноваций. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей создания цифровых инноваций. Уточнена классификация принципов инновационного менеджмента. Исследованы аспекты организации деятельности межфункциональных команд при создании инноваций.

    Ensuring innovation development is the basis for the success of modern organizations. However, in the Russian Federation, this direction of economic activity faces a number of problems. We analyze the international experience of managing the creation of innovations. Special attention is paid to creating digital innovations. The classification of innovation management principles is specified. Certain aspects of organizing cross-functional teams when creating innovations are investigated.

    Обзор статьи

    В современной литературе по менеджменту значительное внимание уделяется эффективному управлению инновациями. Успешное развитие предприятий требует наличия инновационной организационной культуры, что является одной из важнейших задач современных руководителей. Создание инноваций тесно связано с управлением знаниями. В условиях формирующейся экономики знаний для сохранения конкурентоспособности предприятия должны непрерывно создавать инновации. Таким образом, организации и государства должны стремиться к созданию новых знаний для повышения благосостояния населения и ускорения темпов экономического роста. Быстрое развитие информационных технологий облегчает создание и передачу новых знаний, что ведёт к усилению конкурентной борьбы на рынках за счёт разработки новых товаров и услуг. Одним из первых учёных, обративших внимание на важность инновации для экономического развития был Й. Шумпетер. В настоящее время специалисты в данной области отмечают важность превращения предприятия в обучающуюся организацию для обеспечения непрерывности разработки инноваций.
    Г. Амблер сформулировал следующие принципы менеджмента инноваций: применение системного подхода, наличие высокого уровня мотивации, создание условий для личного общения инноваторов, поощрение любознательности, использование различий для создания совместного блага [4]. С точки зрения автора, необходимо уточнить данную классификацию на основе включения в неё принципа управления взаимоотношениями с партнёрами по инновационной экосистеме, так как всё больше инноваций создается на основе взаимодействия с другими предприятиями и организациями.
    Так как темпы изменений ускоряются, организации должны постоянно совершенствовать свою деятельность. Для формирования инноваций необходим поиск новых идей. В данных целях могут использоваться проведение научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок, а также анализ деятельности конкурентов и изменений в предпочтениях клиентов. Не менее сложной проблемой является отбор лучших вариантов, затем происходит внедрение инновации в деятельность организации. Управление инновационной деятельностью связано с высоким уровнем риска и сталкивается с большим количеством сложных проблем. Во многом результативность любой деятельности определяется способностью руководителя осуществлять эффективное планирование в соответствующей области деятельности. Также важно обеспечить соответствие организационной культуры и структуры предприятия разработанной инновационной стратегии. Как правило для формирования инноваций создаются межфункциональные команды. В настоящее время значительное внимание специалистами в области инновационного менеджмента уделяется применению краудсорсинга.
    Наиболее часто для проведения краудсорсинга применяются различные типы конкурсов. Предприятию следует определить проблему, которую нужно решить, сформировать денежный приз, а также использовать различные коммуникационные каналы для привлечения целевой аудитории. Данный инструмент лучше всего подходит в условиях, когда не является очевидным, какие компетенции и знания необходимы для решения проблемы. Как правило вышеназванный инструмент используется при решении принципиально новых и сложных проблем, либо при необходимости поиска дизайнерских решений. В настоящее время существует целый ряд бизнес-платформ, проводящих краудсорсинговые соревнования. При формулировании условия конкурса необходимо обеспечить сохранение коммерческой тайны.

    Список использованной литературы

    1. Christensen C., Kaufman S., Shih W. Innovation Killers: How Financial Tools Destroy Your Capacity to Do New Things // Harvard Business Review. 2008. Vol. 86. Issue 1. Р. 98-105.
    2. Kanter R. Innovation: The Classic Traps // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84. Issue 11. Р. 72-83.
    3. Kaplan R., Norton D. Alignment: Using the Balanced Scorecard to Create Corporate Synergies. Boston: Harvard Business School Press, 2006.
    4. Ramadani V., Gerguri S. Innovations: Principles and Strategies // Strategic Change, 2011. Vol. 20. Issue 3-4. Р. 106.
    5. Rogers D. Rethinking Governance for Digital Innovation // Sloan Management Review, 2023. Vol. 65. Issue 1. Р. 29-33.
    6. Ron A. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem // Harvard Business Review, 2006. Vol. 84. Issue 4. Р. 98-107.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2