ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль дополнительного профессионального образования в экономике региона

Role of Further Professional Education in Regional Economy



Л.И. Манчинская
В.В. Шувалов
L.I. Manchinskaya
V.V. Shuvalov
larisamanchinskay@gmail.ru
shuvalov.vv@mail.ru
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат исторических наук, доцент
senior lecturer, the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
senior lecturer, the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in History, associate professor
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • дополнительное профессиональное образование
  • социальное партнерство
  • региональная экономика
  • рынок труда
  • потребности экономики в кадрах
  • Keywords:

  • further professional education
  • social partnership
  • regional economy
  • labor market
  • demand for personnel
  • В статье рассматриваются экономические аспекты развития системы дополнительного профессионального образования для целей обеспечения потребностей региональной экономики. Анализируется роль дополнительного профессионального образования, предоставляемого российскими вузами и организациями среднего профессионального образования, в решении социально-экономических задач развития региона. Отдельное внимание уделено двойственному влиянию дополнительного профессионального образования на региональную социально-экономическую систему с позиций расширения экономических возможностей предприятий, снижения безработицы, обеспечения социальной стабильности, а также с точки зрения возможностей самореализации для индивидуумов.

    We consider the economic aspects of the development of the system of further professional education to meet the needs of regional economy. The role of further professional education provided by Russian universities and secondary professional education institutions is analyzed regarding the solution of socio-economic problems of regional development is concerned. Special attention is paid to the ambivalent influence of further professional education on the regional socio-economic system considering the prospects of expanding business opportunities of enterprises, unemployment decrease, ensuring social stability as well as self-realization of individuals.

    Обзор статьи

    Определяющим вектором в развитии любого государства, в том числе и России, является образование. Именно оно лежит в основе формирования устойчивых предпосылок и условий обеспечения экономического роста, научно-технического прогресса, формирования личности и даже рейтинга самой страны на мировой арене.
    Элементом системы образования является учебный процесс, который согласно Закону РФ «Об образовании» осуществляется через дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессиональные образовательные (работающие в сфере профессионального образования) организации, а также организации высшего образования [1]. Последние два вида учебных учреждений определяются как стартовая площадка для подготовки квалифицированных специалистов для различных отраслей российского народного хозяйства, а также для экономики региона. Следовательно, образование должно являться прогрессивным, а используемые в образовательном процессе методы обучения и передачи знаний должны быть эффективными. Однако сегодня организации профессионального и высшего образования не полностью справляются с задачей подготовки соответствующих нуждам российской экономики высококвалифицированных кадров.
    Особенностью современного рынка труда являются чрезвычайно быстрые изменения в структуре и содержании профессий, быстрое устаревание знаний, умений и навыков. К сожалению, традиционное образование не всегда успевает перестроить свои программы в соответствии с потребностями экономических систем различного уровня в кадрах, в том числе региональной экономики, в частности, изменениями в программах высшего образования затруднены высоким бюрократическим давлением.
    В этих условиях дополнительное профессиональное образование позволяет решить проблему недостаточной гибкости в подготовке кадров. Более того, этот вид образования позволяет в большей мере учесть региональные особенности, организовывать образовательные программы с учётом мнений работодателей, представляющих предприятия региона.
    Роль дополнительного профессионального образования в региональной экономике заключается в том, что оно:
    ̶ способствует приведению в соответствие потребностей регионального рынка труда, предприятий региональной экономики и компетенций выпускников, расширяя тем самым экономические возможности предприятий и организаций;
    ̶ способствует снижению уровня безработицы среди молодёжи, обеспечивая тем самым социальную стабильность и улучшение показателей занятости;
    ̶ даёт возможность образовательным организациям в сфере среднего профессионального и высшего образования привлекать дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности.
    В совокупности это способствует формированию условий для экономического роста в регионе и повышения качества жизни населения (рис. 1).

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002.
    3. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2021 г. №729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 22. Ст. 3823.
    4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (ред. от 30.12.2022) «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. № 1 (Ч. II) Ст. 171.
    5. Дополнительное образование в 2023-2024 учебном году: изменения и нововведения. Инфопортал Viascio. URL: https://play-side.ru (дата обращения: 01.08.2023).
    6. Клестова О.А., Артемьева Л.Ф., Кутепова О.Е. Интеграционный характер использования образовательных технологий в подготовке кадров туристско-рекреационной отрасли // Международный научно-исследовательский журнал. № 8. (122).
    7. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с. 200 экз. ISBN 978-5-7598-2694-1.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2