ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка мероприятий по нивелированию проблемы текучести кадров в сфере услуг

Development of Measures to Alleviate Staff Turnover Problem in Service Sector



В.А. Кучумов
М.В. Волошинова
V.A. Kuchumov
M.V. Voloshinova
arturspb1@yandex.ru
voloshinova@unecon.ru
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • текучесть кадров
  • мобильность
  • туризм
  • психология
  • демотивация
  • трудовые отношения
  • сфера услуг
  • Keywords:

  • staff turnover
  • mobility
  • tourism
  • psychology
  • demotivation
  • labor relations
  • service sector
  • В статье описывается степень влияния негативной мобильности кадров, а также очевидные и скрытые причины этого явления. Проводится анализ общедоступных статистических данных и определение предпосылок и поводов относительно выявляемых тенденций. Рассмотрены особенности наиболее подверженного данному феномену сектора, выделены преимущества и недостатки текучести кадров, даны пояснения неоднозначных специфических аспектов проблемы.

    We describe the degree of influence of negative personnel mobility and reveal the explicit and latent causes of the phenomenon in question. We carry out the analysis of open data and define the prerequisites and reasons for the trends revealed. We consider the characteristics of the most vulnerable sector, discuss the advantages and disadvantages of staff turnover and comment on certain ambiguous specific aspects.

    Обзор статьи

    Существует большое количество проблем, которые тормозят эволюционные процессы на базе практической деятельности сферы услуг. Учитывая специфику сектора, существенные потери наблюдаются по причине текучести кадров. Текучесть кадров – это социально-экономический показатель, который предполагает интенсивность потери персонала в условиях предприятия. Подобный тип социальной мобильности и его процент в рамках компании отражает уровень стабильности корпоративной культуры, ликвидность продукта, прогнозируемую вероятность целостности организации в будущем, степень эффективности внутренних программ поддержки персонала и общий эмоциональный климат в штате.
    При рассмотрении данной темы необходимо выделить ряд характерных причин возникновения проблемы. Среди наиболее частых такие, как:
    ̶ неудовлетворенность заработной платой;
    ̶ неблагоприятный климат в коллективе;
    ̶ наличие психологически напряженных взаимоотношений с руководством;
    ̶ несоизмеримое количество задач с размером заработной платы;
    ̶ неудовлетворенность системой организации труда;
    ̶ отсутствие условий для карьерного роста и т.д.
    Согласно статистическим данным по России, наименее подверженными территориями, с точки зрения процентного соотношения, являются мегаполисы, что противоречит общемировой практике. Так, по отраженным данным на новостном портале «Ведомости» подчеркивается, что специалистами платформы онлайн-рекрутинга «Head Hunter» были определены доли по интенсивности тенденции по федеральным округам [2]. Ниже сформирована диаграмма, отражающая основные процентные данные по метрике (рис. 1).
    По данным диаграммы можно предположить, что мегаполисы заняли наименьшую процентную долю из всех по причине ряда факторов. Зачастую фигурируют факторы, способствующие миграции населения из регионов в крупные города. Среди таких факторов прослеживается существенно отличающийся по качеству уровень образования, возможности дальнейшего трудоустройства при поддержке высших учебных заведений, более широкий выбор профессий и комфортные возможности совмещать подработку с учебным процессом. Кроме того, по информации официального портала «Работа в России», значительную роль играют перспективы карьерного роста и самореализации, а также возможность найти высокооплачиваемое рабочее место [5]. Следует обратить внимание и на тот факт, что крупные города обладают более комфортными условиями для жизни, которые поддерживаются за счет развитой инфраструктуры, льготных программ, богатой культурной жизни и сравнительно более комфортным трудовым регламентом.

    Список использованной литературы

    1. Барбарская М.Н. Сущность процесса управления персоналом организации на современном этапе // Основы ЭУП. 2020. № 4 (16).
    2. До 40% россиян часто меняют место работы // Сетевое издание «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/02/08/962127-menyayut-mesto-raboti?ysclid=lnbjgv7axl449407947 (дата обращения: 03.10.2023).
    3. Исследование НАФИ и ВШЭ: треть российских компаний страдают от текучести кадров // Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/issledovanie-nafi-i-vshe-tret-rossiyskikh-kompaniy-stradayut-ot-tekuchesti-kadrov-/?ysclid=lnf14sfejl659440463 (дата обращения: 07.10.2023).
    4. Отчет «Текучесть персонала в компаниях по итогам 2022 года» // Рекрутинговая компания Antal Talent. URL: https://antaltalent.ru/wp-content/uploads/docs/Antal_Talent_Staff_turnover_RUS.pdf?ysclid=lnf2irx5e810813600 (дата обращения: 05.10.2023).
    5. Преимущества и недостатки работы в большом городе // Общероссийский федеральный сайт по труду и занятости «Работа в России». URL: https://russiajob.net/преимущества-и-недостатки-работы-в-бо/ (дата обращения: 05.10.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2