ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ рыночной модели коррупции в контексте выбора мер государственного противодействия

Corruption Market Model Analysis in the Context of Selecting Government Countermeasures



В.Н. Быков
V.N. Bykov
vnbykov1958@gmail.com
заместитель зав. кафедрой государственного и муниципального управления и менеджмента, Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций, кандидат экономических наук, доцент
Deputy Head, the Department of State and Municipal Administration and Management, St. Petersburg Institute of Business and Innovations, Ph.D. in Economics, Associate Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • коррупция
  • государство
  • противодействие
  • спрос
  • предложение
  • эластичность
  • экономическая безопасность
  • Keywords:

  • corruption
  • state
  • countering
  • demand
  • supply
  • elasticity
  • economic security
  • В статье проанализирована рыночная модель коррупции. Коррупция рассматривается как особый вид услуги, что позволило выделить особенности ее спроса и предложения. Описаны факторы спроса и предложения коррупции, их эластичность в отдельных случаях. Автором представлены и систематизированы меры государственного противодействия коррупции. Обоснована целесообразность применения различных мер государственного противодействия в зависимости от описанных факторов и особенностей рыночной модели коррупции.

    The article analyzes the market model of corruption. Corruption is considered to be a special type of service with particular supply and demand features thereof being outlined as well as supply and demand factors and their elasticity in some cases being described. The author presents systemized government anti-corruption measures and justifies the expediency of implementation of certain state countermeasures depending on the factors and specific features of the market corruption model described.

    Обзор статьи

    Вопросы противодействия коррупции с течением времени не теряют своей актуальности. Связано это, во-первых, с тем, что динамика числа таких преступлений до сих пор удовлетворительна. При этом, официальная статистика числа зарегистрированных преступлений не отражает реального числа правонарушений ввиду большой латентности. Во-вторых, коррупция наносит существенный ущерб многим составляющим безопасности как личности, предприятий, так и страны в целом. Это подтверждается тем, что коррупция признана не только угрозой экономической безопасности [1], но и национальной безопасности [2], что нашло отражение в соответствующих указах Президента Российской Федерации.
    Анализ данных о числе зарегистрированных преступлений, доле их латентности, материальном ущербе для всех субъектов народного хозяйства является подтверждением тому, что существующие на сегодня методы противодействия коррупции имеют низкую эффективность.
    Объясняется это во многом тем, что государственные меры часто носят административный характер.
    При этом коррупция является социально-экономическим явлением, а потому более эффективными в данном случае будут экономические меры, поскольку они направлены на устранение самих причин коррупции, а не выявление уже совершенных правонарушений и борьбу с преступниками путем их наказания.
    В то же время основой таких экономических мер должны стать исследования экономической природы коррупции. Только понимание экономического механизма этого явления позволит выделить и систематизировать его предпосылки, что будет базой для выбора мер государственного противодействия.
    Ввиду этого в настоящем исследовании предлагается рассмотреть коррупцию как особый вид услуги, что дает возможность описать ее рыночную модель.
    Анализируя уже имеющиеся научные труды в данной области, отметим, что основоположниками экономического подхода к совершению преступлений можно считать Г. Беккера [12] и И. Эрлиха [13], в работах которых выбор человека между совершением преступления и отказом от него определяется его доходами и издержками от таких действий.
    В дальнейшем эти идеи нашли свое отражение в значительном числе зарубежных исследований, однако в отечественной литературе вопросы экономики преступлений рассматриваются гораздо реже.
    Интересным с этой точки зрения являются труды С.Г. Олькова. Автор описывает рыночный механизм преступности, где в качестве цены товара «преступление» выступает размер наказания. Одним из результатов его эмпирического исследования [8, с. 275] является то, что функции спроса и предложения совпадают, поскольку продавец и покупатель выступают в одном лице. Такой подход не позволяет в полной мере описать рыночный механизм коррупции и решить задачи настоящей статьи, что говорит о необходимости выбора другого показателя в качестве цены.
    Аналогичный подход применили И.Ю. Федорова и Ю.С. Пипия. Развитие теории вопроса в их работе [10] позволило трансформировать такие классические понятия экономической теории, как рынок, спрос, предложение, равновесная цена и эластичность на особый вид услуги – коррупцию. Данные авторами определения этих понятий применимы для целей настоящей работы.
    Л.А. Добрынин в своем исследовании, рассматривая рыночную модель коррупции, ввел понятие коррупционной ренты как особого теневого дохода должностных лиц [5]. На наш взгляд, рыночные модели коррупции, где в качестве факторов спроса и предложения будет выступать подобная коррупционная рента, могут быть наиболее интересны с точки зрения выбора методов государственного противодействия. Также они могут оказаться более эффективными, нежели модели, основанные на анализе исключительно издержек коррупционера в виде наказания.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2902.
    2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
    3. Болов А.А., Гучаева М.М. Действие эффекта дохода и эффекта замещения на рынке труда // Мировая наука. 2019. № 2 (23). С. 97-100.
    4. Боровых Я.Ф. Влияние детерминантов на изменение спроса // Дискуссия. 2018. № 2 (87). С. 46-51.
    5. Добрынин Л.А. Российская модель системной коррупции и стратегия ее преодоления // Экономика и управление. 2012. № 6 (80). С. 30-35.
    6. Каменский Е.Г. Коррупционная культура: теоретико-концептуальный конструкт // Вестник Института социологии. 2014. № 4 (11). С. 74-92.
    7. Коррупция как аспект явления «Фиаско рыночного механизма» // Мир экономики и управления. 2016. № 1. С. 74-85.
    8. Ольков С.Г. Установление фундаментальных физических законов спроса и предложения товара «преступление», цены преступлений, напряжения и мощности в социальных системах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. № 3 С. 264-276.
    9. Романовская О.В. О приватизации государственной власти // Вестник СГЮА. 2018. № 6 С. 76-83.
    10. Федорова И.Ю., Пипия Ю.С. «Рынок коррупции» как модель функционирования механизма взяточничества и коррупции на территории Российской Федерации // Электронный научный журнал «Вектор экономики». URL: https://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/11/mathematicalmethods/Fedorova_Pipiya.pdf (дата обращения: 05.11.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2