ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Модернизация содержания программ высшего образования как фак-тор развития кадрового потенциала регионального рынка труда в условиях цифровизации экономики

Modernization of Higher Education Programs as Factor of Devel-oping Human Resources Potential of Regional Labor Market under Dig-italization of Economy



О.В. Бабскова
В.Н. Чумаков
Д.Ю. Воронова
O.V. Babskova
V.N. Chumakov
D.Yu. Voronova
babskova.olga@gief.ru
prorector@gief.ru
d.y.voronova@mail.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
зав. кафедрой менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
декан факультета менеджмента, социальной работы и туризма, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
Head of the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
Dean, the Faculty of Management, Social Work and Tourism, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
г. Гатчина
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • высшее образование
  • рынок труда
  • цифровые компетенции
  • образовательная программа
  • цифровая экономика
  • кадровый потенциал
  • кадровый потенциал
  • Keywords:

  • educational program
  • labor market
  • digital competencies
  • digital economy
  • human resources potential
  • higher education
  • additional professional education
  • В условиях цифровизации экономики возрастает роль кадрового потенциала рынка труда и меняются требования к профессиональным компетенциям персонала, формируются предпосылки к структурным диспропорциям в спросе и предложении определенных профессий. Под воздействием данных факторов возникает острая необходимость модернизации образовательных программ высшего образования.
    В статье проведен анализ структуры рынка труда Ленинградской области, а именно: вакансий по профессиональным сферам; дифференциации hh.индекса, отражающего количество резюме на одну размещенную вакансию. Выявлена необходимость покрытия дефицита кадров в регионе за счет выпускников образовательных организаций высшего образования Ленинградской области. Предложены рекомендации по разработке образовательных программ с возможностью получения дополнительного профессионального образования, направленного на формирование цифровых компетенций, что обеспечит конкурентоспособность выпускников вузов в цифровой экономике и развитие кадрового потенциала региона.

    Under the digitalization of economy, we see the increasing significance of human resources potential of the labor marketand changing requirements to professional competencies of personnel. The prerequisites for structural imbalances in the supply and demand of certain professions are developing. The factors in question determine an urgent need to modernize educational programs of higher education.
    We analyzethe structure of the labor market of Leningrad region, namely, the vacancies in various professional fields, the differentiation of the hh.index reflecting the number of resumes per a posted vacancy. The need to cover the personnel shortage in the region by employing the graduates of educational institutions of higher education of Leningrad region is revealed. We offer guidelines for the development of educational programs offering additional professional training to ensure the competitiveness of graduates in digital economy and the development of the human resources potential of the region.

    Обзор статьи

    Кадровый потенциал региона является фактором, обеспечивающим его развитие и повышение конкурентоспособности, ключевую роль при этом играют образовательные учреждения высшего образования. Значение кадрового потенциала возрастает в условиях цифровой экономики [5]. Динамичные изменения, обусловленные процессами цифровизации, происходящими в последнее десятилетие в социально-экономических системах разных стран, выдвигают новые требования к профессиональной компетентности сотрудников. Необходимым требованием в любой сфере деятельности на данный момент является наличие цифровых компетенций у персонала. На государственном уровне разработан ряд проектов и мероприятий, направленных на цифровую трансформацию различных сфер деятельности общества за счет формирования цифровых компетенций [6].
    Однако выпускники, прошедшие обучение по существующим образовательным программам, не в полной мере соответствуют высококонкурентным требованиям рынка труда, диктуемым цифровой экономикой.
    На современном рынке труда происходят существенные структурные изменения. По прогнозам ученых, в ближайшее десятилетие возможна полная автоматизация до 50% рабочих операций в мире, что приведет к прекращению существования ряда профессий [11]. Современная цифровая экономика характеризуется как усилением кадрового дефицита по ряду одних профессий, так и активной трансформа-

    цией других, что обусловлено ростом требований к соискателям, а также региональными особенностями.
    Целью статьи является выработка методических рекомендаций по модернизации образовательных программ высшего образования, направленных на освоение цифровых компетенций выпускниками вузов для развития кадрового потенциала регионального рынка труда в условиях цифровизации экономики.
    Специфика рынка труда Ленинградской области отражается в динамике и структуре спроса и предложения, уровне конкуренции и заработной платы. Как и в большинстве регионов страны, в Ленинградской области наибольшим спросом у работодателей пользуются профессии категории «Продажи, обслуживание клиентов» (27% от общего количества вакансий в регионе). Также в рейтинг самых востребованных профессий в рассматриваемом регионе вошли такие категории, как «Рабочий персонал», «Розничная торговля», «Строительство, недвижимость» и т.д. Структура вакансий Ленинградской области по профессиональным сферам представлена на рис. 1.
    В условиях цифровой экономики в каждой из указанных выше областей предпочтение отдается специалистам, которые обладают цифровыми компетенциями. Даже сфера «Продажи» требует цифровых навыков в силу возрастающей популярности среди населения различных «маркетплейсов» для создания, наполнения и анализа контента, размещенного на их площадках.

    Список использованной литературы

    1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 245 от 6 апреля 2021 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: http://garant.ru (дата обращения: 25.06.2023).
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (дата обращения: 25.06.2023).
    3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 420н от 19 июля 2022г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по информационным ресурсам». URL: http://mintrud.gov.ru (дата обращения: 25.06.2023).
    4. Бабскова О.В. Совершенствование образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях на основе инновационного подхода // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения – 2020: сб. науч. трудов по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. Гатчина: Изд-во ГИЭПТ, 2020. С. 488–492.
    5. Воронова Д.Ю. Разработка системы управления развитием кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации образования // Финансовая экономика. 2023. № 5. С. 149–154.
    6. Гайсина С.В., Давыдова И.П. Методические рекомендации по цифровому образованию «Карта цифровых компетенций». URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf (дата обращения: 13.05.2023).
    7. Индекс hh. Статистика по России. Ленинградская область. URL: https://stats.hh.ru/leningrad_oblast#structureVacancies%5Bactive%5D=true (дата обращения: 23.05.2023).
    8. Информация о развитии рынка труда Ленинградской области в апреле 2023 года. URL: https://job.lenobl.ru/ru/deiatelnost/ informirovanie-o-situacii-na-rynke-truda-leningradskoj-oblasti/informaciya-o-razvitii-rynka-truda-leningradskoj-oblasti/ (дата обращения: 23.05.2023).
    9. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/29442 (дата обращения: 25.06.2023).
    10. Шкабура Е.А. Разработка и реализация образовательных программ высшего образования с присвоением нескольких квалификаций: доклад / ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр» Министерства науки и высшего образования. URL: http://fgbnuac.ru (дата обращения: 25.06.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2