ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности развития малого бизнеса в Республике Таджикистан в условиях кризиса

SPECIFIC FEATURES OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN TAJIKISTAN UNDER CRISIS



Р.Л. Олими
М.Р. Набиджанова
R.L. Olimi
M.R. Nabidjanova
Olimi.abdurauf@mail.ru
mahfuza_@mail.ru
директор Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, кандидат экономических наук, доцент
ассистент кафедры экономической теории Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции
Director, Institute of Economy and Trade of Tajik State University of Commerce, PhD in Economics, Associate professor
assistant, the Department of economic theory, Institute of Economy and Trade of Tajik State University of Commerce
г. Душанбе, Республика Таджикистан
г. Душанбе, Республика Таджикистан
Dushanbe, Republic of Tajikistan
Dushanbe, Republic of Tajikistan

Ключевые слова:

  • малый бизнес
  • предпринимательство
  • государственная поддержка
  • финансовый кризис
  • инновации
  • Keywords:

  • small business
  • entrepreneurship
  • state support
  • financial crises
  • innovation
  • В статье рассматривается малый бизнес как важнейший структурный элемент национальной экономики Таджикистана, являющийся необходимым условием благополучного социально-экономического развития. Раскрываются проблемы, направления развития малого бизнеса и необходимость его государственной поддержки. Также отмечается важность усилий совместной работы банков и институтов развития малого бизнеса при отборе инвестиционных проектов в Таджикистане.

    The article provides an overview of small business of Tajikistan in the context of its being considered a major structural element of the national economy and a prerequisite for successful social and economic development. The article reveals challenges, lines of the development of small business and focuses on the need for the state support of small business. It also highlights the importance of cooperation between banks and institutions of small business development in the course of selecting investment projects in Tajikistan.

    Обзор статьи

    Малый бизнес является важным структурным элементом экономической системы, придающим экономике гибкость, мобильное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов, несущий в себе мощный антимонопольный потенциал.
    На современном этапе малый бизнес перешел из стадии возникновения в стадию становления и развития. Он представляет собой совокупность малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Развитие малого бизнеса и возможность осуществления частной предпринимательской деятельности являются необходимыми условиями благополучного социально-экономического развития страны.
    Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан является важнейшим стратегическим фактором обеспечения устойчивого поступательного развития экономики.
    Эволюция развития предпринимательства в республике свидетельствует о его существовании с древних времён в торговой форме и в виде промыслов. Наиболее активно оно стало развиваться к концу 19 – началу 20 века, а затем в конце 80-х годов 20 века с вступлением в силу Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987 г.) и Закона «О кооперации в СССР» (1988 г.). Кооперативы стали наиболее динамично развивающими, массовыми предприятиями среди субъектов малого бизнеса. Постановлением «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (1990 г.) отмечалось, что переход к рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса [6].
    Предприятия малого бизнеса и кооперативы стали образовываться в различных отраслях экономики. Дополнительным условием их быстрого развития в республике послужили процессы массовой приватизации и разгосударствления и принятие Закона «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан» (1991 г.).
    Результатом проведения мероприятий было создание в 1991 г. 2573 предприятий малого бизнеса, имеющих статус юридического лица, на которых было занято 59,4 тыс. работников, выручка от реализации продукции составила 803,8 млн сомони. Предпринимательство активно развивалось во всех регионах республики с преобладанием, в основном, частной собственности. При этом следует отметить, что дальнейшее становление предпринимательства проходило с трудностями, и мощный стартовый эффект для обеспечения развития малого бизнеса оказался непродолжительным и сопровождался появлением ряда негативных явлений, отрицательно сказавшихся на темпах его развития.
    Закон «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» (2002 г.) и ряд других мер способствовали ослаблению негативных явлений, оживлению малого бизнеса.
    Меры, принятые со стороны правительства республики и направленные на поддержку малого бизнеса, не оказали должного влияния по активизации предпринимательской деятельности. Это объясняется рядом причин: отсутствие доступа к финансовым ресурсам, недостаточная правовая защита предпринимателей, коррупция и др.
    За последние годы наблюдается относительный рост основных показателей деятельности предприятий малого бизнеса, в частности по таким показателям, как число действующих предприятий, выручка от реализации продукции, фонд оплаты труда. Однако численность работающих в этой сфере сократилась.
    Развитие малого бизнеса в Республике Таджикистан характеризуется данными табл. 1.
    В структуре отраслей экономики малого бизнеса основную долю занимают предприятия торговли и общественного питания (около 30%).
    Вместе с тем, несмотря на некоторое оживление и рост выручки от реализации продукции, работ, услуг в предпринимательской сфере, вклад малого бизнеса в ВВП республики не отражает его потенциальной возможности и не оказывает существенного влияния на социально – экономическое развитие страны (поступления в государственный бюджет республики в 2015 г. 0,4% к ВВП).
    В разрезе регионов республики развитие предприятий малого бизнеса отражено в табл. 2.
    Как свидетельствуют данные табл. 2, за анализируемый период число предприятий малого бизнеса возросло в целом по республике на 3834 ед., или 63,9 раза. Наиболее активно расчет число предприятий в районах республиканского подчинения (+7,9 р) и г. Душанбе (+4,9 р), наибольший удельный вес в числе предприятий малого бизнеса приходится на Согдийскую область (26,4%).

    Список использованной литературы

    1. Закон «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». Душанбе, 2002.
    2. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Статистический сборник «Таджикистан: 25 лет государственной независимости». Душанбе, 2016.
    3. Ли Хен Дже. Всё о бизнесе в Республике Корея. СПб.: Питер, 2008.
    4. Нарзикулов И.К. Избранные труды. Душанбе: Дониш, 2011.
    5. Султанов З.С. Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан. Душанбе, 2011.
    6. Султанов З.С. Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан // Вестник ТГНУ. 2012. № 4.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2