ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Моделирование внутриколледжного пространства повышения квалификации молодых специалистов

Modeling of Internal College Space for Young Specialists’ Training



Т.В. Закутняя
T.V. Zakutnyaya
zktv@yandex.ru
преподаватель, ГБПОУ ЛО «Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского», кандидат педагогических наук
teacher, K. Ushinskiy Teacher Training College, PhD in Pedagogics
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • среднее профессиональное образование
  • профессиональное сообщество
  • модель внутриколледжного пространства повышения квалификации молодых специалистов
  • открытость
  • непрерывное образование
  • Keywords:

  • secondary professional education
  • professional community
  • model of internal college space for young specialists’ training
  • openness
  • life-long learning
  • В статье предлагается решение проблемы кадрового потенциала в средних профессиональных организациях. Предложена модель внутриколледжного пространства повышения квалификации молодых специалистов, основанная на актуализации собственных ресурсов, активном использовании опыта педагогов-профессионалов, включении молодых специалистов в творческие проекты, в том числе в молодежные международные и всероссийские движения. Обоснована идея непрерывного образования в условиях открытого внутриколледжного пространства. Исследована необходимость включения педагогического коллектива учебной организации в процесс мотивации молодого работника на профессиональный успех. Сформулирован содержательный компонент на основе выделенных форм и видов повышения квалификации в условиях внутриколледжного пространства, представлены результаты ожидаемых эффектов при реализации модели.

    We present a solution to the problem of talent pool in secondary professional educational institutions. We introduce a model of internal college space for training young specialists based on the own resources, an active use of the experience of professional teachers, involvement of young specialists in creative projects, including international and national movements. The idea of life-long learning in open internal college space is substantiated. The need to involve the teachers in motivating young employees to succeed professionally is investigated. The content component is designed on the basis of the selected forms and types of training in internal college space, the results of intended effects of the model implementation are presented.

    Обзор статьи

    Введение. Приоритетным направлением государственной политики на современном этапе является создание условий для привлечения молодых специалистов в образовательные организации, так как развитие кадрового потенциала – залог успешного видения национальной системы педагогического роста, эффективное формирование нового набора профессиональных компетенций и грамотное сплочение профессионального сообщества.
    Динамическое развитие разных сфер социокультурной жизни в стране предполагает необходимость структурных изменений в работе образовательных учреждений, в том числе создание формальных (неформальных)ассоциаций, способствующих становлению инициатив каждой личности, стремление ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Появляются новые подходы к проектированию инфраструктуры непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, например, кластерно-модульный, когда ступени развития педагогов рассматриваются как кластеры, учитывающие характер образовательно-развивающих потребностей субъектов последипломного образования [6]. При этом на первый план выходят «софтскиллс», позволяющие педагогу выстраивать эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательного пространства, организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, учиться адаптироваться к изменениям. В особенности это затрагивает молодых специалистов, и работодателю необходимо обеспечить:
    - профессиональную подготовку для дальнейшего карьерного роста молодого работника;
    - поддерживать активное участие в социально-экономическом, общественном и корпоративном развитии организации посредством проведения соревнований, конкурсов и праздничных мероприятий;
    - создавать условия для внутрифирменной адаптации в коллективе путем проведения семинаров, тренингов, направленных на дальнейшее обучение с целью углубления знаний в профессиональной сфере;
    - обеспечивать индивидуальный подход к каждому молодому специалисту, развивая его деловую культуру и личностные качества, используя творческий и научно-методический потенциал;
    - совершенствовать систему материального стимулирования, в том числе разработку норм оплаты труда с учетом особенностей профессиональной деятельности;
    - изменять систему подготовки кадров, используя механизмы целевого практико-ориентированного обучения специалистов с применением дистанционных образовательных технологий на основе мониторинга и прогноза кадровой потребности необходимого числа профильных специалистов, соответствующих современным требованиям к уровню компетенций;
    - формировать систему повышения квалификации молодых специалистов на базе собственной образовательной организации, адаптируя их к дальнейшей карьерной траектории.
    Таким образом, уже сегодня надо решать вопросы, связанные с созданием современных моделей образования на основе обновления форм и методов, содержания и методик обучения, привлекая ресурсы образовательных организаций, профессиональные сообщества, формальные и неформальные группы, научно-образовательные кластеры, предметные и межпредметные ассоциации.

    Список использованной литературы

    1. Горбачев В.В. Педагогическая экспертиза по действующему российскому законодательству: сущность, проблемы, результативность // Юридическая техника. 2022. № 16. С. 268–271. URL https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ekspertiza-po-deystvuyuschemu-rossiyskomu-zakonodatelstvu-suschnost-problemy-rezultativnost/viewer (дата обращения: 06.08.2024).
    2. Гришин А.В., Малявкина Л.Н., Савельев Д.А. Содержание и условия эффективности внутриколледжной системы повышения профессиональной квалификации педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2007. С. 250–259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-usloviya-effektivnosti-vnutrikolledzhnoy-sistemy-povysheniya-professionalnoy-kvalifikatsii-pedagogov/viewer (дата обращения 06.08.2024).
    3. Кузембаева А.М. Влияние профессиональных сообществ, ассоциаций, онлайн-форумов, волонтерских движений на развитие профессиональной идентичности начинающего преподавателя вуза: состояние и перспективы развития современной науки и образования: сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. (25 января 2024 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2024. С. 24–28.
    4. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Новая образовательная экосистема и проблема развития кадрового потенциала среднего профессионального образования // Журнал правовых и экономических исследований. 2024. № 2. С. 378–383.
    5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии, 1997. 287 с.
    6. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Развитие современной инфраструктуры сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: кластерно-модульный подход // Человек и образование. 2023. № 1(74). С. 76–84.
    7. Топоровский В.П., Ермейчук Н.А. Профессиональные сообщества педагогов в системе СПО: аксиологический аспект // Качество профессионального образования: компетенции современного рынка труда: межрегиональная науч.-практ. конф. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2021. С.173–179.
    8. Якушкина М.С., Смирнова А.И. Модель внутришкольного пространства повышения квалификации педагогических работников // Человек и образование. 2024. №1 (78). С. 72–79.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2