ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Условия и факторы развития процессов диверсификации среднего профессионального образования

Conditions and Factors of Development of Diversification of Secondary Professional Education



О.И. Баранова
O.I. Baranova
olgaiv506@gmail.com
начальник отдела по организационной и методической работе профессионального образования Регионального научно-методического центра СПО ЛО, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
head of the Department of Organization and Guidance in Professional Education, Regional Research and Methodology Center of Professional Education of Leningrad region, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • среднее профессиональное образование
  • технологический прорыв
  • диверсификация образования
  • организационно-методическое сопровождение
  • компетентность
  • инновационная деятельность
  • Keywords:

  • secondary professional education
  • technological breakthrough
  • diversification of education
  • organizational and guidance support
  • competence
  • innovation activity
  • В статье описаны основные этапы диверсификации, происходящие в системе профессионального образования России. раскрыты факторы, проблемы и вызовы, влияющие на диверсификацию среднего профессионального образования. Определена роль преподавателей в образовательном процессе. Сформулированы задачи организационно-методического сопровождения педагогов, правильного выбора траектории достижения наилучших результатов. Рассматривается возможность разработки методического продукта по сопровождению педагогов и мастеров производственного обучения с учетом особенностей подготовки студентов в современных условиях.

    We describe the main stages of diversification taking place in the Russian professional education system. The factors, problems and challenges affecting the diversification of secondary professional education are revealed. The role of teachers in the educational process is defined. We set the tasks of organizational support and guidance of teachers as well as choosing the correct trajectory for achieving the best results. The possibility of designing a methodological product to support teachers and industrial training foremen is considered taking into account the features of student training under modern conditions.

    Обзор статьи

    Введение
    В современных условиях модернизации промышленного сектора в Российской Федерации необходимость решения задач по достижению технологического прорыва обусловила поиск новых путей развития современного профессионального образования. Повышению продуктивности деятельности всех отраслей промышленности, социально-экономических и рыночных отношений будет способствовать процесс диверсификации при разработке методик и инструментов взаимодействия образовательных организаций и предприятий, способов оценки эффективности образовательного процесса в системе среднего профессионального образования, а также при выполнении мероприятий по реализации стратегии развития образовательного пространства СПО [2, с. 31].
    В настоящее время диверсификация образования получила новое развитие, так как возникла необходимость создания качественно новой системы профессионального образования, способствующей созданию условий для обогащения опыта, интеграции знаний из различных областей с целью преобразования педагогического сообщества для обеспечения возможности достижения суверенитета российского образования. Для оценки современного этапа диверсификации необходимо проанализировать данный процесс.
    Диверсификация (diversus – «разный» и facere – «делать») – «мера разнообразия в совокупности» разнообразие, многовекторность (в сфере образования). Ее целью является создание оптимальных условий для удовлетворения различных образовательных потребностей и интересов [3, с. 24–28]. Диверсификация имеет различную трактовку в разных областях науки. Она получила широкое применение в межпредметных областях.
    В философско-социальном аспекте понятие носит обобщающий характер с ориентацией на многообразие видов, средств, объектов, предметов жизнедеятельности, в частности, за счет расширения социального и профессионального взаимодействия системы СПО. Понимание возможности интеграции профессионального образования с широкой системой запросов работодателей.
    В экономике диверсификация трактуется как расширение сферы деятельности путем формирования ее качественно новых видов, завоевание новых рынков за счет разновидности типов производственных продуктов, новых территорий инвестирования, ресурсов и средств; пополнения ассортимента новыми товарами и услугами, внедрения в образовательные программы инновационных технологий.
    Диверсификация предполагает усиление возможности среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров в опережающем режиме с ориентацией на технологический прорыв и рассматривается с точки зрения многообразия моделей и стратегий жизнедеятельности обучающихся профессионального образования, а также стиля их жизни в современном обществе [13, с. 76–81].
    В плане опережающего развития среднего профессионального образования диверсификация определяет необходимость в структурном реформировании образовательных систем за счет кооперации, сетевого взаимодействия, включения исследовательско-производственных кластеров, повышения качества таких нововведений, как новая образовательная технология «Профессионалитет» , демонстрационный экзамен, конкурсное движение «Профессионалы», создание учебно-производственных комплексов, учебно-исследовательских лабораторий и мастерских, центров опережающей подготовки, технопарков профессионального образования и др. Диверсификация профессионального образования позволит расширить возможности самореализации и саморазвития личности при условии перехода от моноуровневой системы к многообразию форм образования и его получения.

    Список использованной литературы

    1. Андрюхина Л.М., Власова О.И., Днепров С.А., Пермякова Т.В. Педагогические работники системы среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам Всероссийского социологического исследования) // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 3–16.
    2. Аронов A.M., Петров А.П. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. СПб.: Лениздат, 2000. 128 с.
    3. Артюхов М.В. Диверсификация муниципальной системы образования: опыт и перспективы // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 24–28.
    4. Баранова О.И. Основные критерии успешности профессионального роста педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, качество профессионального роста педагога: материалы моноконференции по итогам повышения квалификации педагогов «Технологии исследовательской деятельности в образовании» в рамках XXI Междунар. науч.-практ. конф. «Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе». Санкт-Петербург, 6 июня 2018 г. СПб.: Изд-во ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», 2018. С. 74–80.
    5. Виноградова С.А. Диверсификация учреждений начального профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 248 с.
    6. Королева Е.Г. Социально-педагогические проблемы диверсификации образования взрослых // Человек и образование. 2013. № 2. С. 113–116.
    7. Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005. 45 с.
    8. Лунева Ю.Б., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6(32). С. 122–123.
    9. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально‐ культурной сфере: теория, методология, практика. Тамбов: Изд‐во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 243 с.
    10. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Развитие современной инфраструктуры сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: кластерномодульный подход // Человек и образование. 2023. Вып. 1 (74) C. 76–84. URL: https://ras.jes.su/human-edu/s181570410025111-7-1 (дата обращения: 23.05.2024). DOI 10.54884/S181570410025111-7.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2