ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Модели взаимодействия субъектов электронного рынка в условиях развития цифровых торговых платформ

Models of Interaction Between Electronic Market Operators Under Digital Trading Platforms Development



Е.И. Устинов
А.Ю. Анисимов
E.I. Ustinov
A.Y. Anisimov
brain-8j@list.ru
anisimov_au@mail.ru
аспирант кафедры предпринимательства и конкуренции, факультет Бизнеса, Университет «Синергия»
заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», кандидат экономических наук, доцент
Ph.D. student, the Department of Entrepreneurship and Competition, Faculty of Business, Synergy University
Deputy Director for Educational and Methodological Work, the Faculty of Information Technologies, Associate Professor, the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after Professor V.V. Dick, Synergy University, Ph.D. in Economics, Associate Professor
Москва
Москва
Moscow
Moscow

Ключевые слова:

  • модели сотрудничества
  • формат сотрудничества
  • фулфилмент
  • электронный рынок
  • цифровые торговые платформы
  • Keywords:

  • models of cooperation
  • cooperation format
  • fulfillment
  • electronic market
  • digital trading platforms
  • Статья посвящена исследованию функционирования электронных цифровых платформ на российском и мировом рынках электронной коммерции. В результате исследования определены тенденции развития цифровых торговых платформ, а также направления взаимодействия между продавцами, поставщиками и цифровой торговой платформой. Проведенная оценка взаимодействия субъектов электронного рынка на цифровых торговых платформах позволила определить, что мировые лидеры функционируют в гибридном формате сотрудничества, российские цифровые торговые платформы – в формате агентского договора. В результате исследования было также определено, что для привлечения торговых организаций цифровые торговые платформы используют инструменты фулфилмента. Основным критерием выбора модели сотрудничества между цифровой платформой и продавцами выступает политика доставки и возврата.

    The article is dedicated to the study of the functioning of electronic digital platforms in the Russian and global e-commerce markets. The study results in identifying key digital trading platforms development trends along with the areas of interaction between sellers, suppliers and the digital trading platform. The assessment of electronic market operators interaction on digital trading platforms made it possible to determine that world leaders operate in a hybrid cooperation format whereas Russian digital trading platforms perform in the format of an agency agreement. Furthermore, as a result of the study it was determined that in order to attract trading organizations, digital trading platforms use fulfillment tools. The authors conclude that the main criterion for choosing a cooperation model between a digital platform and sellers is the Delivery and Return policy.

    Обзор статьи

    Введение
    На начальном этапе своего развития цифровые торговые платформы представляли собой интернет-посредников, объединявшие организации, приобретавшие и реализовавшие товары и услуги с целью достижения таких преимуществ, как снижение затрат на поиск информации и координацию, а также повышение конкурентоспособности продукции [12]. За последнее десятилетие было проведено значительное количество исследований цифровых торговых площадок, отражающих повышенный интерес к росту и консолидации электронных рынков [6; 7; 8; 9]. Сегодня цифровые торговые платформы (далее – ЦТП) играют важную роль в бизнесе и продолжают оставаться актуальной темой для исследований. В рамках исследования под термином «цифровая торговая платформа» понимаются все виды межорганизационных системных соглашений между субъектами электронных рынков, реализуемых посредством цифровых технологий. Цифровые торговые платформы представляют собой многоуровневую архитектуру цифровых технологий, которые обеспечивают коммуникации, взаимодействия между участниками системы, а также разработку инновационных решений, поддерживающих экономическую и социальную деятельность через Интернет или частные сети. Используя цифровые технологии, данные платформы организуют различные уровни управления, то есть уровень устройств, сетевой уровень, уровень услуг, уровень контента и организационный уровень взаимодействия для обеспечения экономических транзакций между системными субъектами и пользователями, которые потребляют продукты, услуги и контент, предлагаемые в цифровом виде.
    Основная часть
    Цифровые торговые платформы оказали большое влияние на развитие торговли, как с точки зрения организаций, так и с точки зрения потребителей. При этом различия между ЦТП «бизнес-бизнес» (B2B), ЦТП «бизнес-потребитель» (B2C) или «потребитель-потребитель» (С2C) размываются по мере того, как все большее число организаций осуществляют торговую деятельность посредством цифровых технологий [14]. Динамика продаж на цифровых торговых площадках на протяжении последних шести лет демонстрирует непрерывный рост, что подтверждается данными рис. 1. Как видно по диаграмме, наиболее интенсивный рост отмечен в 2020 году. Он составил 29,5% по сравнению с 2019 годом, далее темпы роста замедлились, однако, стоит отметить, что общий рост за исследуемый период составил более 84%.
    По данным Digital Commerce 360 (рис. 2), на рынке онлайн-покупок доминируют несколько ЦТП, в том числе два крупнейших, принадлежащих китайской технологической компании Alibaba Group. Основываясь на данных, можно констатировать, что лидером интернет-торговли на ЦТП выступает Taobao с объемом продаж в 723,8 млрд долларов США и, по прогнозам Digital Commerce 360, достигнет 762,0 млрд долларов США к концу 2024 года. Tmall еще одна китайская торговая площадка, принадлежащая Alibaba Group, следует за ней с 682,7 млрд долларов США сторонних веб-продаж и, как ожидается, достигнет 714,1 млрд долларов к концу 2024 года. Amazon выступает лидером на рынке США и третьим по величине рынком в мире с объемом сторонних веб-продаж в размере 435,7 млрд долларов США (2023 год).

    Список использованной литературы

    1. Караваев В.И. Модель управления поставщиком маркетплейса // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сб. научных статей IV Международной научной конференции. 22–23 апреля 2021 г. Ч. 2. Волгоград: ООО «Конверт», 2021. С. 88.
    2. Катуржевская Д. Что такое ресейл и как на нем заработать // РБК-Тренды: кто и как меняет глобальную экономику. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/631f57bc9a794727e6a0beb9?from=copy (дата обращения: 05.06.2024).
    3. Локтионова Е.В. Оценка эффективности выполнения логистических операций маркетплейсов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 134–137.
    4. Михайлюк М.В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономические науки. 2019. № 172. С. 57–61.
    5. Нардина С.А. Особенности продаж через маркетплейсы: организация и осуществление учета у продавца // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 12-1. С. 118–125.
    6. Belhadj N., Laussel D., Resende J. Marketplace or reselling? A signalling model Information Economics and Policy. 2020. № 50. Р. 100834.
    7. Bisceglia M., Padilla J. On sellers' cooperation in hybrid marketplaces // Journal of Economics & Management Strategy. 2023. № 32(1). P. 207–222.
    8. Etro F. Hybrid Marketplaces with Free Entry of Sellers // Review of Industrial Organization. 2023. № 62. P. 119–148. URL: https://doi.org/10.1007/s11151-022-09893-8 (дата обращения: 05.06.2024).
    9. Hagiu A., Wright J. Marketplace or reseller? // Management Science. 2015. № 61(1). P. 184–203.
    10. Khan L. Amazon’s antitrust paradox // Yale Law Journal. 2016. № 126. P. 710–805.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2