ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование системы мотивации сотрудников в организации на примере ООО «Электрофизика»

On Improvement of Employees Motivation System by Example of OOO Electrofizika



С.А. Соколов
А.С. Пушинина
S.A. Sokolov
A.S. Pusihinina
3kass@mail.ru
a.s.pushinina@gmail.com
начальник участка сборки, ООО «ЭЛЕКТРОФИЗИКА»
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и статистики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Assembly Section Manager, OOO Electrofizika
Senior Lecturer, the Department of Accounting and Statistics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Санкт-Петербург
Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • мотивация
  • типы мотивации сотрудников
  • модели мотивации
  • направления мотивации
  • система мотивации работников на предприятии
  • принцип справедливости в системе вознаграждений
  • ключевые показатели эффективности (KPI)
  • Keywords:

  • motivation
  • types of employees motivation
  • models of motivation
  • approaches of motivation
  • employees motivation system at the enterprise
  • the principle of justice in the system of rewarding
  • key performance indicators (KPI)
  • В условиях жесткой конкуренции и быстрого технологического прогресса ключевым фактором успеха компании становится персонал: его квалификация, мотивация и удовлетворенность работой. Эффективная система мотивации сотрудников является важным инструментом для повышения производительности труда, снижения текучести кадров и укрепления корпоративной культуры.
    Несмотря на наличие разработанных методик и подходов в области мотивации, многие компании сталкиваются с трудностями при их адаптации и применении в собственной деятельности. Это связано с уникальностью каждой организации, особенностями ее внутренней культуры и спецификой деятельности.
    В исследовании была проанализирована система мотивации сотрудников на предприятии ООО «Электрофизика», выявлены ее сильные и слабые стороны, предложены инструменты повышения вовлеченности сотрудников исследуемого предприятия в производственный процесс. Разработаны меры по восстановлению принципа справедливости при выплате вознаграждений за эффективную работу.

    In highly competitive environment with rapid technological progress the staff becomes a key factor of success for the enterprise with the personnel qualification, motivation and job satisfaction being considered the central elements. The efficient system of employees motivation system is an important tool for increasing labour productivity, reducing staff turnover and strengthening corporate culture. Despite the availability of developed motivation related methods and approaches many companies face challenges when adapting and implementing the ones in their activities. This is due to the uniqueness of each particular organization, specifics of its internal culture and activity.
    The study presents analysis of the staff motivation system adopted at OOO Electrofizika with its strengths and weaknesses being identified. The authors propose relevant methods and instruments of increasing the staff engagement into production process. Ultimately the article introduces measures aimed at restoration of principle of justice when paying rewards for efficient work.

    Обзор статьи

    Анализ существующих в настоящее время определений мотивации показывает, что несмотря на различия в формулировках, существуют и общие элементы в понимании мотивации. В большинстве определений акцентируется внимание на побуждение к действию, наличие внутренних и внешних факторов, влияющих на поведение, а также на процесс принятия решений и формирование активности личности. Основным различием является степень акцентирования на внутренних (личностных, мотивационных) или внешних (ситуативных, стимулирующих) факторах.
    Понятие «мотивация сотрудников» трактуется различными авторами по-разному, акцентируя внимание на разных аспектах этого явления. В целом следует отметить, что мотивация сотрудников представляет собой сложный комплекс мер, направленных на стимулирование сотрудников к достижению наилучших результатов в их трудовой деятельности.
    Суть мотивации заключается в активизации внутренних и внешних стимулов, которые побуждают человека к определенным действиям и поведению в рабочей среде. Это ключевой элемент, который помогает сформировать такие условия работы, при которых сотрудники не только стремятся выполнить поставленные перед ними задачи, но и проявляют инициативу, креативность и лояльность к организации [1].
    При рассмотрении мотивации выделяют два ее основных типа: внутренняя и внешняя мотивация. Более подробно они охарактеризованы в табл. 1, которая обеспечивает ясное и структурированное понимание различий между внутренней и внешней мотивациями, их особенностями и примерами [2].
    В контексте современного менеджмента акцент делается на комплексном подходе к мотивации, который включает как материальные, так и нематериальные аспекты. Материальная мотивация связана с финансовым вознаграждением, которое может быть представлено в различных формах: заработная плата, премии, бонусы, акции компании и др. Материальные стимулы не всегда являются главным мотиватором для сотрудников, особенно в долгосрочной перспективе.
    Нематериальная мотивация в свою очередь включает в себя такие аспекты, как возможности профессионального и карьерного роста, признание и уважение, корпоративная культура, условия труда и рабочая атмосфера. Нематериальные мотиваторы могут существенно повысить уровень удовлетворенности сотрудников и их лояльность к компании [2]. Стоит учитывать, что эффективность мотивационной системы во многом зависит от индивидуальных особенностей сотрудников, их ценностей, установок и ожиданий. Важно разрабатывать индивидуализированные подходы к мотивации, учитывающие не только общие тренды и лучшие практики, но и специфику организации, ее цели, а также индивидуальные особенности и потребности сотрудников. В этом контексте особую роль играет исследование потребностей и ожиданий сотрудников, анализ их удовлетворенности и вовлеченности в рабочий процесс [3].

    Список использованной литературы

    1. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Технология управления: онтология, структура, содержание // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. № 3. С. 23–33.
    2. Голощапова С.А. Особенности профессиональной мотивации в трудовом коллективе // От мечты к открытию: психологические исследования молодых ученых: материалы региональной науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых преподавателей, Курск, 19 мая 2022 г. / под общ. ред. С.В. Сарычева. Вып. 2. Курск: Издат.-торг. дом «Университетская книга», 2022. С. 23–26.
    3. Гордеев А.В., Нестеров Е.И. Системы мотивации персонала торговых предприятий // Экономика, менеджмент, финансы: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей II Междунар. науч.-практич. Конф., Пенза, 5 мая 2023 г. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 13–16.
    4. Горина М.С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности // Modern Economy Success. 2019. № 3. С. 15–22.
    5. Горносталева М.Е. Мотивация персонала организации на основе совершенствования оплаты труда // Синергия Наук. 2020. № 54. С. 379–392.
    6. Даниленко М.И. Оценка конкурентоспособности предприятия // Вестник Академии знаний. 2020. № 39(4). С. 152–162.
    7. Казаров Ю.Э. Особенности внедрения системы ключевых показателей эффективности (KPI) // Вестник науки. 2021. Т. 2. № 3(36). С. 89–94.
    8. Кузьмин А.М., Высоковская Е.А. Теория ожиданий В. Врума – один из инструментов мотивации людей и влияния на их поведение // Методы менеджмента качества. 2021. № 4. С. 35.
    9. Кукса Д.И. Стратегический анализ внешней среды предприятия // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: сб. научных статей по результатам IV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 9–10 апреля 2019 г. / отв. за выпуск Е.И. Данилина. Ч. 2. М.: Эдельвейс, 2019. С. 96–103.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2