ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление социальной работой с пожилыми людьми (социально-психологические и конфликтологические аспекты)

Management of Social Work with Elderly People (Socio-Psychological and Conflictologycal Aspects)



М.Г. Ковязина
Ю.Г. Седов
M.G. Kovyazina
Yu.G. Sedov
marinaxim@rambler.ru
yuriy-sedov@mail.ru
доцент кафедры социальной работы, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат психологических наук
доцент кафедры социальной работы, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат философских наук
senior lecturer, the Department of Social Work, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Psychology
senior lecturer, the Department of Social Work, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Philosophy
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • управление социальной сферой
  • социальная ответственность
  • организационное поведение
  • организационная культура
  • управление конфликтами
  • Keywords:

  • social sector management
  • social responsibility
  • organizational behavior
  • organizational culture
  • conflict management
  • В статье рассматриваются актуальные вопросы управления социальной работой с пожилыми людьми. С учетом специфики социальной сферы применяются качественные методы исследований для получения надежной информации. Рассмотрены социально-психологические и конфликтологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми и предложены рекомендации для управления качеством в сфере обслуживания граждан.

    We look at relevant issues of managing social work with the elderly. Taking into account the specific features of social sphere, we apply qualitative research methods to ensure secure data. Socio-psychological and conflictologycal aspects of social work with the elderly are considered, guidelines for quality management in service sector are offered.

    Обзор статьи

    Управление социальной сферой требует использования особых социальных технологий. Социальные технологии – это приемы и способы управленческого воздействия на социальные процессы с целью выявления и мобилизации ресурсов для достижения желаемых результатов. Среди существующего многообразия социальных технологий чаще всего применяют пенсионное обеспечение, социальную помощь и социально-средовую адаптацию. Наиболее распространенной технологией социальной работы с гражданами пожилого возраста является социальное обслуживание, которое осуществляется в соответствии с государственными стандартами качества социальных услуг. Требования к качеству социально-психологических услуг отражены в положениях ГОСТ Р 52142-2003 , регламентирующего социальное обслуживание населения в Российской Федерации. При принятии решения о предоставлении клиенту социальных услуг учитывают его интересы, состояние здоровья, кратковременность или долговременность потребности, специфику трудной жизненной ситуации и другие обстоятельства.
    Деятельность по оказанию социальных услуг сущностным образом связана с социальной ответственностью работников, с их организационной культурой и поведением. При любых обстоятельствах должна соблюдаться «особая корректность» по отношению к клиентам [5, с. 30] для поддержки позитивного эмоционального фона. Поэтому социальные работники нуждаются в получении достаточного уровня знаний по психологии и конфликтологии. Работа психолога и конфликтолога занимает важное место в системе управления социальной работой. Их усилия направлены на изучение глубинных состояний психики человека с целью оказания первичной психологической помощи и социальной поддержки людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
    Согласно статье 20 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателям предоставляются разнообразные виды социальных услуг, в том числе и «социально-психологические», направленные на оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде. В настоящем законе определены механизмы контроля над деятельностью организаций социального обслуживания граждан. Одной из форм контроля является «независимая оценка» качества оказания услуг, предусматривающая, в частности, критерии доброжелательности, вежливости и компетентности социальных работников [2, с. 125], а также хорошие навыки психодиагностики и управления конфликтами.
    Настоящее исследование опирается на методы социальной квалиметрии, способствующие оценке качества «деятельности специалистов социальной сферы, социальных учреждений и органов управления в различных секторах социальной сферы общества» . Однако специфика социальной работы вынуждает специалиста использовать не только количественные методы, но и качественные (квалитологические) способы получения необходимой информации для принятия ответственных решений [4, с. 23]. Наиболее распространенными качественными методами являются история семьи, кейс-стади, метод «фокус групп» и др. Кроме того, в социальной работе, наряду с оценкой деятельности специалистов, осуществляется оценка психофизических возможностей получателей социальных услуг с помощью психодиагностики [7, с. 64]. В процессе проведения диагностического исследования целесообразно применять анкеты и тесты, оценивающие коммуникативные умения пожилых людей [6, с. 81], а также степень их конфликтности и неуживчивости. К числу инновационных методов в работе с гражданами пожилого возраста можно отнести практики «сохранения познавательной активности и развития образного мышления» [1, с. 79]. Разрабатываются также программы по профилактике и коррекции эмоциональных расстройств, по развитию эмпатии и высших психических функций [8].

    Список использованной литературы

    1. Маркова А.Н. Современные методы работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами для сохранения познавательной активности и развития образного мышления // Работник социальной службы. 2022. № 5. С. 79–86.
    2. Роик В.Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты. М.: Юрайт, 2023. 400 с.
    3. Седов Ю.Г. Феноменология конфликта: философское исследование: монография. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2022. 335 с.
    4. Седов Ю.Г. Методика исследования и квалитология в социальной работе. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2023. 182 с.
    5. Суртаева Н.Н. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми / Н.Н. Суртаева, Е.И. Бражник, М.Г. Ковязина и др. 2-е изд. СПб.: Астерион, 2022. 64 с.
    6. Темникова А.В., Кудряшова С.Н. Современный подход к организации социокультурной деятельности граждан старшего поколения // Социальное обслуживание. 2022. № 3. С. 78–90.
    7. Ускова И.А. Оценка психофизических возможностей получателей социальных услуг – важное направление работы социально-реабилитационного отделения геронтологического центра // Социальное обслуживание. 2022. № 5. С. 62–72.
    8. Халимов Р.Р. Роль психолога в реализации комплексного подхода при организации работы с гражданами пожилого возраста, состоящими на стационарном социальном обслуживании в доме-интернате для престарелых и инвалидов // Работник социальной службы. 2022. № 6. С. 73–88.
    9. Цуканов К.В. Психолог дома-интерната для престарелых и инвалидов: содержание и методы работы // Работник социальной службы. 2022. № 12. С. 12–20.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2