ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Кредитная культура как фундамент базовых этических норм противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Credit Culture as a Foundation of Basic Ethical Standard for AML/CFT



С.Б. Гладкова
S.B. Gladkova
gladkova.duma@mail.ru
доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, Луганская академия Следственного комитета Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
Associate Professor, the Department of State Legal and Civil Legal Disciplines, Lugansk Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, PH.D. in Economics, Associate Professor
Луганск
Lugansk

Ключевые слова:

  • кредитная культура
  • противолегализационный горизонт
  • кредитная организация
  • легализация доходов
  • противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)
  • Международный центр финансов
  • Keywords:

  • credit culture
  • anti-legalization horizon
  • credit organization
  • money laundering
  • AML/CFT
  • International Finance Center
  • Глобализация финансового рынка и происходящие изменения в общественных процессах создали предпосылки к формированию новых условий зоны ответственности в кредитной системе. В связи с этим формирование и соблюдение базовых этических правил поведения требуется от всех экономических субъектов, особенно в области противодействия отмыванию преступных доходов. Ужесточение наказания за преступления или жесткое администрирование только на короткий срок снижают вовлечение экономических субъектов в процесс отмывания денег и еще больше расширяют границы противолегализационного горизонта. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что чем более активно ведется деятельность по противодействию, тем более интенсивно используются известные каналы отмывания денег и образуются новые. Из этого следует, что только через формирование кредитной культуры и культивирование социальных качеств и духовно-нравственных ценностей в обществе можно минимизировать данный сектор теневой экономики.

    The financial market globalization and the ongoing changes in social processes have created the prerequisites for the formation of new conditions for the area of responsibility in the credit system. That is why the formation and observance of basic ethical rules of behavior is required from all economic entities, and especially in the field of addressing money laundering. Tougher penalties for crimes or strict administration reduce the involvement of economic entities in the process of money laundering only for a short period and expand even more the boundaries of the anti-legalization horizon. Based on the analysis, the author came to the conclusion that the more active counteraction activities are, the more intensively known money laundering channels are implemented and new ones are formed. It means that this shadow economy sector can be minimized only by formation of a credit culture and cultivation of social qualities along with spiritual and moral values in the society.

    Обзор статьи

    Анализ позиционирования Российской Федерации на геополитической арене, санкционного давления, исключения или ограничения членства в различных международных организациях, в том числе и финансового блока, требует достаточно решительных мер не только по укреплению государственности в части формирования иной финансовой системы, но и по выработке собственных правил международных финансовых расчетов со странами-партнерами. Выступая на Петербургском экономическом форуме в 2024 году, президент В.В. Путин предложил на базе межгосударственного объединения БРИКС создать независимую платежную систему, которая не будет подвержена политическому давлению, злоупотреблениям и внешнему санкционному вмешательству [2, с. 85].
    Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, далее – FATF) в феврале 2023 года приостановила членство России в организации, что является для нашей страны, по мнения автора, положительным обстоятельством, поскольку это снимает с нас обязательства строго следовать правилам, утвержденным в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).
    Как Росфинмониторинг, так и Банк России продолжают акцентировать внимание на минимизации угроз национальной безопасности, усилении межведомственного и международного взаимодействия, совершенствовании информационной системы ПОД/ФТ. Безусловно, в данном направлении наблюдаются положительные тенденции, особенно по выявлению и пресечению незаконного обналичивания, вывода денежных средств за рубеж, осуществления транзитных операций для сокрытия происхождения денежных средств .
    По мнению автора, все предпринимаемые меры только на короткий срок снижают вовлечение экономических субъектов в процесс отмывания денег, а перманентное изменение законодательства в данной области еще больше расширяет границы противолегализационного горизонта.
    Согласно этимологии, греческое слово «horizon» с изначальным значением «нечто, ограничивающее взор» образовано от глагола «отделяю», «ограничиваю», «вижу». Греческому слову родственно и латинское horizont – «горизонт», «небосклон». В связи с этим прямое значение слова «горизонт» – «ограниченное пространство». Толковый словарь живого великорусского русского языка В.И. Даля трактует «горизонт» как «…окраину земной поверхности, вкруг наблюдателя, где примыкает небо; небосклон, кругозор; круг понятий человека, пределы того, что он может обнять умственным оком, по степени образования своего, по познаниям и уму» .
    Исходя из этого, противолегализационный горизонт – это граница (предел) действующей системы ПОД/ФТ через создание законодательной базы, институтов регулирования и контроля, инструментов противодействия отмыванию денег, а также формирование адекватной культуры поведения участников отношений [1, с. 79].

    Список использованной литературы

    1. Гладкова С.Б. Финансово-правовые проблемы обеспечения противодействия легализации доходов, полученных преступным путем: монография. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2020. 120 с.
    2. Гладкова С.Б. К вопросу о создании международного центра финансов на территории Российской Федерации // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 83–93.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2