ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Интеграция системы менеджмента качества и бережливого производства на примере предприятий промышленного сектора

Integration of Quality Management System and Lean Production by the example of Industrial Enterprise



Д.И. Требин
О.В. Бабскова
D.I. Trebin
O.V. Babskova
d_den@bk.ru
babskova.olga@gief.ru
мастер производства, ООО «Электрофизика»
доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
foreman, Elektrofizika plc
senior lecturer, the Department of Management and Marketing, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
Санкт-Петербург
Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • качество
  • система менеджмента качества
  • бережливое производство
  • стандартизация
  • визуализация
  • Keywords:

  • quality
  • quality management system
  • lean production
  • standardization
  • visualization
  • В условиях жесткой конкуренции любая компания, преследующая цель извлечения прибыли из своей коммерческой деятельности, стремится оптимизировать издержки производства, для достижения стабильного роста показателей рентабельности бизнеса.
    Однако данная оптимизация не может достигаться в ущерб качества производимой продукции. В виду этого концепции системы менеджмента качества и системы бережливого производства позволяют достигать двух желаемых компонентов – формирования единых ценностей клиента и производителя, а также оптимизации производственного процесса на всех этапах производства продукта с учетом отечественных и зарубежных стандартов качества.
    В исследовании была проанализирована система менеджмента качества и система бережливого производства на примере предприятия ООО «Электрофизика». Выявлены ее сильные и слабые стороны, предложены инструменты бережливого производства для оптимизации деятельности исследуемого предприятия.

    Under tough competition, any profit-oriented company tries to optimize its production costs to secure sustainable growth of profitability indictors.
    However, such optimization cannot be achieved at the expense of product quality. Thus, the concepts of quality management and lean production contribute to forming common values of the customers and producer as well as streamlining the production process at all production stages conforming to national and international quality standards.
    We analyze the system of quality management and lean production by the example of Elektrofizika plc. We reveal its strengths and weaknesses and introduce lean production tools to optimize the activity of the company in question.

    Обзор статьи

    Введение
    При рассмотрении вопросов совершенствования и создания системы менеджмента качества (далее – СМК) предприятия, а также возможности внедрения в нее инструментов бережливого производства следует определиться с краткой характеристикой понятия качества [7].
    В широком смысле под качеством понимается: «сущностная определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличится от других объектов…». «Качество определяется теми характеристиками, которые придают объекту устойчивую, внутреннюю определённую сущность» [1; 6].
    Согласно стандарту ГОСТ ИСО 9001-2015 (так же, как и в ГОСТ ИСО 9000:2015 ) «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» под качеством понимается: «способность удовлетворять потребителей и преднамеренно и непреднамеренно влиять на соответствующие заинтересованные стороны. Качество связано не только с выполнением товарами, работами и услугами своих функций, но и ассоциируется с ценностью и полезностью для потребителя» [8].
    Согласно иностранным источникам под качеством в рамках изучения менеджмента качества приводятся следующие понятия [2], приведенные на рис. 1.
    На сегодняшний день качество имеет тесную ассоциацию с брендом, торговым знаком, маркой и т.д. При этом при выполнении поставщиком всех возложенных на него требований качество приобретает необходимую повсеместность присутствия на всех этапах производственного процесса от производства, разработки и последующего сервисного обслуживания [1].
    Однако некоторые специалисты выделяют факторы, которые могут препятствовать внедрению принципов [3]:
     менеджмент может увлечься улучшением конкретных процессов и забыть о достижении сбалансированности в работе системы в целом;
     проблема внедрения делегирования полномочий в менеджменте или наличие конфликтов интересов в менеджменте, препятствующему конструктивному сотрудничеству и достижению итоговой цели по достижению качества производства готовой продукции;
     разночтения в понимании единой цели для разных отделов на предприятии.
    Структура системы менеджмента качества выстроена из следующих ключевых элементов:
    1. Ядро системы – методы и средства, обеспечивающие результативность анализа производства и его исследование (математический аппарат, статистические методы и т.д.) [5].
    2. Система технического обеспечения – приемы и программы, позволяющие адаптировать знания и навыки персонала к новым требованиям системы.
    3. Система непрерывного развития всех элементов и принципов системы.

    Список использованной литературы

    1. Айдаркина Е.Е., Ласкова Т.С. Менеджмент. Ростов н/Д–Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2022. 176 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/2039087 (дата обращения: 28.03.2024).
    2. Байда Е.А. Риск-менеджмент в управлении качеством / сост. Ю.И. Авадэни, Е.А. Байда. Омск: СибАДИ, 2022. 243 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/2112489 (дата обращения: 28.03.2024).
    3. Лескова Т.М., Груздева Л.С. Оценка эффективности системы менеджмента качества в условиях предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 4А. С. 196-203.
    4. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В. Менеджмент качества. М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2020. 176 c.
    5. Резник С.Д. Менеджмент: магистерская диссертация / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. 3-е изд., перераб. и доп.М.: ИНФРА-М, 2022. 282 с. (Высшее образование: Магистратура). URL: https://znanium.com/catalog/product/1955911 (дата обращения: 28.03.2024).
    6. Серенков П.С., Курьян А.Г., Волонтей В.П. Методы менеджмента качества. Процессный подход: монография. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2020. 441 с.: ил. (Высшее образование: Магистратура). URL: https://znanium.com/catalog/product/1086769 (дата обращения: 28.03.2024).
    7. Шмелева А.Н. Прикладные аспекты менеджмента качества: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 84 с. (Научная мысль). URL: https://znanium.com/catalog/product/556000 (дата обращения: 28.03.2024).
    8. Jack P. Pekar Total Quality Management: Guiding Principles for Application. Library of Congress. Philadelphia, PA, 1995. Р. 158. URL: https://www.defence.lk/upload/ebooks/Total%20Quality%20Managment%20-%20Jack%20P.%20Pekar.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
    9. Kim-Soon N. Quality Management System and Practices // Kim-Soon Ng (Ed.), Quality Management and Practices, Publisher: InTech, Onn Malaysia, 2012. DOI 10.5772/2346.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2