ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование организации деятельности таможенных постов фактического контроля

Improving Organization of Activity of Customs Stations of Actual Control



И.А. Гокинаева
I.A. Gokinaeva
gokinaeva-ia@ranepa.ru
доцент кафедры таможенного администрирования факультета безопасности и таможни, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Customs Administration, the Faculty of Security and Customs, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • таможенные органы
  • Центры электронного декларирования
  • таможенные посты фактического контроля
  • таможенный контроль
  • комплекс программных средств
  • Keywords:

  • customs authorities
  • electronic declaration centers
  • customs stations of actual control
  • customs control
  • software
  • В структуре таможенных органов Российской Федерации произошли существенные изменения – была создана единая сеть электронных таможен и центров электронного декларирования, в связи с чем произошло разделение центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля. В условиях такой модернизации произошло разделение документального контроля, проводимого центрами электронного декларирования, и фактического контроля, осуществляемого таможенными постами фактического контроля, в связи с чем возрастает значение таможенных постов фактического контроля, непосредственно обеспечивающих проведение таможенного контроля.
    В статье рассмотрена деятельность таможенных постов фактического контроля таможенных органов Российской Федерации. По результатам исследования даны предложения по решению проблем, связанных с проведением таможенного контроля таможенными постами фактического контроля Российской Федерации.

    The structure of the customs authorities in the Russian Federation has changed significantly, the establishment of a single network of electronic customs offices and electronic declaration centers resulted in the separation of electronic declaration centers and customs stations of actual control. Such modernization led to the separation of documentary control carried out by electronic declaration centers and actual control carried out by customs stations of actual control, which increased the importance of customs stations of actual control immediately responsible for customs control.
    We consider the activity of the customs stations of actual control of the customs authorities of the Russian Federation. Based on the results of the study, we present our solutions to the problems concerning customs control by the customs stations of actual control of the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Таможенные органы (ТО) Российской Федерации составляют единую федеральную централизованную систему .
    За последние шесть лет ТО РФ претерпели серьезные изменения – были созданы Центры электронного декларирования (ЦЭД) и таможенные посты фактического контроля (ТПФК), что ознаменовалось разделением видов осуществляемого ими таможенного контроля (ТК) и исполняемых полномочий, а значит их более узкой специализацией. Теперь на долю первых выпадает декларирование в удаленном режиме и электронном виде, а на долю вторых – непосредственное проведение форм и мер таможенного контроля .
    Взаимодействие ЦЭД и ТПФК занимает важную часть в организации деятельности ТПФК, поскольку оно осуществляется постоянно и непрерывно и охватывает множество процессов на стадиях от подачи декларации на товары (ДТ) до ее выпуска и позволяет должностным лицам (ДЛ) оперативно и эффективно реагировать при обнаружении признаков несоблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и РФ.
    Сейчас речь идет о сокращении неэффективных и избыточных форм ТК, осуществляется переход к выборочности, происходит изменение вектора ТК на риск-ориентированные партии товаров и повышается эффективность проводимого ТК.
    Однако ТПФК имеет более широкий и узконаправленный спектр полномочий, чем ЦЭД. Например, обозначение и создание временных зон ТК, контроль за соблюдением их режима; контроль за товарами и транспортными средствами при таможенной процедуре (ТП) таможенного транзита (ТТ); осуществление контроля за функционированием складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли; проведение форм (таможенный осмотр, таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий) и мер (проведение устного опроса; запрос, требование и получение документов и сведений, необходимых для проведения ТК; назначение проведения таможенной экспертизы, отбор проб и образцов товаров; идентификация товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест; использование технических средств таможенного контроля (ТСТК), водных и воздушных судов ТО; применение таможенного сопровождения и установление маршрута перевозки товаров; учет товаров, находящихся под ТК, совершаемых с ними таможенных операций (ТОп); привлечение специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов; требование совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств; осуществление таможенного наблюдения; проверка наличия системы учета товаров и его ведение) ; проверка маркировки товаров; изъятие таможенных, транспортных, коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов для проведения таможенной экспертизы ТК ; осуществление взаимодействия с органами пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля; применение технологии предварительного информирования при ввозе товаров различными видами транспорта; продление срока нахождения транспортных средств международной перевозки (ТСМП), которые были ввезены временно; при предоставлении декларантом документов в бумажном виде размещение их в Единую автоматизированную информационную систему ТО в электронном виде; обеспечение сохранности задержанных товаров и документов на них; сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС; совершение ТОп и проведение ТК в отношении ТСМП и припасов и другие.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Альта-софт: таможенный портал для участников ВЭД. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения 25.05.2024).
    2. Приказ ФТС России от 22.04.2011 г. № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Альта-софт: таможенный портал для участников ВЭД. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr0845/ (дата обращения 26.05.2024).
    3. Приказ ФТС России от 22.04.2011 г. № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Альта-софт: таможенный портал для участников ВЭД. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr0845/ (дата обращения 26.05.2024).
    4. Приказ ФТС России от 22.04.2011 г. № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Альта-софт: таможенный портал для участников ВЭД. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr0845/ (дата обращения 26.05.2024).
    5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Альта-софт: таможенный портал для участников ВЭД. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения 25.05.2024).
    6. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2023-03/09/itog_doklad_2022.pdf (дата обращения 11.02.2024).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2