ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу о защите прав и свобод человека в рамках взаимодействия институтов гражданского общества и полиции в России

On Protection of Human Rights and Freedoms in Interaction Between Civil Society Institutions and Police in Russia



С.Ю. Андрейцо
М.М. Соболева
S.Y. Andreytso
M.M. Soboleva
andreytso@mail.ru
afeena@mail.ru
доцент кафедры государственного права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кандидат юридических наук, доцент
заместитель начальника кафедры организации работы полиции, Санкт-Петербургский университет МВД России
Associate Professor, the Department of Public law, Saint-Petersburg State University of Airspace Instrumentation, Ph.D. in Law, Associate Professor
Deputy Head, the Department of Police Organization, Saint-Petersburg State University of Internal affairs of the Russia Federation
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • гражданское общество
  • права человека
  • полиция
  • правозащитная деятельность
  • защита прав личности
  • Keywords:

  • civil society
  • human rights
  • police
  • human rights activities
  • protection of individual rights
  • В статье раскрываются правовые основы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в России. Проанализированы направления взаимодействия институтов гражданского общества с органами внутренних дел. Рассмотрены также такие актуальные проблемы, как основы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции России. Анализируются направления взаимодействия институтов гражданского общества с органами внутренних дел.

    The article reveals the legal basis of interaction between the police and civil society institutions in Russia. The study analyses directions of cooperation between civil society institutions and internal affairs bodies. In addition the paper addresses such topical issues as fundamental principles of ensuring and protecting human and civil rights and freedoms in the activities of the Russian police. Particular attention is paid to the analysis of key directions of interaction between civil society institutions and internal affairs bodies.

    Обзор статьи

    Традиционно особое внимание как в теории, так и на практике отводится проблеме создания эффективной и успешной системы взаимодействия сотрудников полиции с гражданами и общественными объединениями или иными институтами гражданского общества [2; 3; 4; 5; 6]. Необходимость создания данной системы обусловлена тем, что формируются определенные условия для успешного противодействия преступности, а также оказания помощи при осуществлении охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности [7].
    В Российской Федерации права человека стали основой для формирования большого объема федеральных законов и даже отраслевых кодексов. Однако в силу того, что законы в Российской Федерации не так стары и по большей части взяты из Советского Союза, становится ясно, что они не могут быть совершенны. И так и есть, механизм защиты прав и свобод граждан несовершенен, практическая его реализация далека от того, что должно быть и чего хотели бы граждане. Влияют на это многие факторы, но наиболее сильное воздействие оказывают постоянный социально-экономический кризис, отсутствие механизма защиты прав в приоритетах развития государства, низкая правовая культура уполномоченных лиц. Однако нельзя сказать, что все это находится в стагнации, постепенно происходят небольшие изменения, особенно в части конституционных, то есть основных прав граждан. Законы становятся более конкретными, даже в какой-то мере формируются на базе прецедентов. Слежение за исполнением этих законов также стремится к улучшению, во всяком случае, становится строже.
    История развития отечественного правозащитного движения показывает нам неустанное стремление его членов к построению в России истинного правового государства, где права человека станут наивысшей ценностью для государства. Однако не стоит воспринимать данные организации лишь как способ «воздействия на государство» с целью получения каких-либо целей в области правозащитной деятельности. Отнюдь, данные организации направляют свою деятельность прежде всего на культивирование внутренней правовой культуры граждан. Заставить каждого из нашей многомиллионной страны сказать: «я имею право на то, чтобы жить достойно, на то, чтобы быть равным» – вот их подлинная цель.
    Таким образом, рассматривая вопрос исторической ретроспективы развития правозащитного движения в России можно смело отметить большое влияние данных организаций в направлении фундирования гражданского правосознания, что, несомненно, оказывает влияние на построение сильного независимого гражданского общества в Российской Федерации.
    Правоведами подчеркивается роль институтов гражданского общества в России [1].
    Правовая политика любого государства, тем более правового, обязана быть направленна на то, чтобы гражданин и государство жили в согласии, разрешали любые возникающие проблемы на основе договоренности, а ими должны являться законопредписания, предписывающие взаимосвязанные правоотношения. Правовая политика, проводимая через законы, обязана предоставлять гражданину право выбора в случае каких-либо возникших проблем и вопросов, обращаться ли ему к государству либо разрешать своими силами, но цивилизованно, не нарушая законопредписания.
    Принципы, закрепленные в конституции, являются основой для деятельности государства по защите прав и свобод людей. Согласно им, высшая ценность для государства – права и свободы человека, а их соблюдение и защита – обязанность государства. Для того чтобы эффективно реализовывать на практике эти положения и ценности, необходим эффективный, устойчивый к внешним воздействиям и влияниям нестабильной политической или экономической ситуаций, правозащитный механизм.

    Список использованной литературы

    1. Корабельникова Ю.Л. О роли гражданского общества в конституционном развитии России // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 321.
    2. Працко Г.С., Мелихов А.И., Деревягин Е.В., Никитина Г.А. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с институтами гражданского общества и общественными формированиями по охране общественного порядка и охране общественной безопасности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. № 4(47). С. 24–29.
    3. Сергеева Ю.В. О некоторых вопросах взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. 2016. № 9. 55–60.
    4. Синяжников Д.А., Ребрищев Н.М. Граждане Российской Федерации – субъект общественного контроля за деятельностью полиции // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 239–242.
    5. Соколов А.Н., Сердобинцев К.С. Гражданское общество, правовое государство, органы внутренних дел (полиция): проблемы и задачи взаимодействия // Вестник КЮИ МВД России. 2011. С. 17–18.
    6. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в формировании общественных советов при органах государственной власти: основные способы и некоторые проблемы // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 5–8.
    7. Фомичев А.Ю. Взаимодействие сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения и институтов гражданского общества // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1 (1). С. 437.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2