ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Региональная идентичность подрастающего поколения как ресурс развития территории

Regional Identity of Younger Generation as Territorial Development Resource



Л.В. Резинкина
А.Е. Марон
L.V. Rezinkina
A.E. Maron
lastik65@yandex.ru
sofamaron@rambler.ru
зав. кафедрой педагогики и профессионального образования, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор педагогических наук, профессор
главный редактор журнала «Человек и образование», доктор педагогических наук, профессор
Head of the Department of Pedagogics and Professional Education, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Pedagogics, professor
editor-in-chief of the magazine “Man and Education”, Doctor of Pedagogics, professor
Гатчина
Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • идентичность
  • региональная идентичность
  • воспитание
  • культурно-образовательная среда
  • Keywords:

  • identity
  • regional identity
  • upbringing
  • cultural and educational environment
  • В статье предпринята попытка раскрыть факторы и условия формирования региональной идентичности подрастающего поколения как ресурса (потенциала) духовно-нравственного и экономического развития субъекта Российской Федерации. Рассматриваются возможности формирования региональной идентичности школьников в Ленинградской области.

    We attempt to reveal the factors and conditions of forming regional identity of younger generation as a resource (potential) of spiritual, moral and economic development of a subject of the Russian Federation. The possibilities of forming regional identity in the school students in Leningrad region are considered.

    Обзор статьи

    Введение. В современных экономических условиях развития российского общества особое внимание стало уделяться проблемам повышения качества профессионального образования на основе формирования региональной идентичности подрастающего поколения. Данный вид идентичности является базисом самоопределения личности в социокультурном пространстве проживания и соотносится с историческим базисом, культурными и этническими ценностями, экономическим и образовательным потенциалом региона, его ролью в жизни страны.
    Необходимость формирования региональной идентичности подрастающего поколения заявлена в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которой выделены задачи «включения в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации; создания условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержки общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ; возрождения и развития массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан» .
    В научных и педагогических трудах понятие региональной идентичности рассматривается в разных аспектах, которые отражены в работах отечественных педагогов: Т.Н. Балобановой, М.П. Крылова, Н.В. Сверкуновой, А.И. Субетто и др. Наиболее часто данный феномен подразумевает систему отношений, связанных с понятием «малая родина», которое включает многообразие уровней территориальной принадлежности личности (деревня, город, район, область, край, регион и др.) [1].
    Региональная идентичность – это мысли и чувства субъекта, которые формируют его территориальную принадлежность к региону проживания. Она определяется освоением социокультурного регионального пространства, например, понятиями «малая родина», «отечество», «первичная родина». Данный феномен объединяет представителей разных рас, вероисповеданий, уровней образования, профессий, не противопоставляется, а дополняет понятие национальной идентичности.
    Поэтому сегодня задача воспитания региональной идентичности является приоритетным направлением всех ступеней образования, т.к. способствует духовно-нравственному, экономическому и социальному развитию территории. Данное качество становится необходимым у выпускников школы и профессиональных образовательных организаций, включает в себя самоопределение в профессии, сформированные гражданское мировоззрение и ценностные ориентации, ответственность за судьбу территории, на которой родился и проживает [3].
    Проблема формирования региональной идентичности у подрастающего поколения сегодня особенно актуальна для регионов, находящихся рядом с крупными мегаполисами. Например, Московская область и Москва, Ленинградская область и Санкт-Петербург, Свердловская область и Екатеринбург и т.д. Молодежь, окончив школу, стремится продолжить обучение в крупных городах. Выпускники профессиональных образовательных организаций также стремятся устроиться на работу в мегаполисы. Это обусловлено, прежде всего, широким предложением вакансий, более высокой зарплатой, возможностью приобщиться к культурной жизни города.
    Вполне закономерно, что областные регионы испытывают дефицит в высококвалифицированных специалистах и рабочих кадрах. Приведем в качестве примера статистику службы занятости населения Ленинградской области на 1 июля 2024 г. На сайте службы занятости работодателями заявлены 36288 вакансий; из них 8014 ед. (22%) предоставлены организациями муниципальной формы собственности; 4308 ед. (12%) – государственной формы собственности; 23966 ед. (66%) – других форм собственности .

    Список использованной литературы

    1. Балобанова Т.Н. Ресурсный подход к формированию региональной идентичности обучающихся в Ленинградской области // Воспитание в современной образовательной среде: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23 марта 2017 г. СПб.: ЛОИРО, 2017. С. 69–73.
    2. Головнёва Е.В. Региональная идентичность как форма коллективной идентичности и ее структура // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 42–50.
    3. Гугнина О.В., Каратаева Т.А. К вопросу формирования региональной идентичности обучающихся: анализ опыта преподавания исторического краеведения // XXI Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф.: к 250-летию со дня рождения оренбургского военного губернатора П.К. Эссена: в 2-х т. Т. 2. Оренбург: ОГПУ, 2022. С. 66–71.
    4. Данилова А.Н., Соколов А.М., Шубович М.М. Региональная идентичность как бренд современного школьного образования // Мир науки: педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN621.pdf (дата обращения: 05.08.2024).
    5. Еремина Е.В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-regionalnoy-identichnosti-i-spetsifika-ee-formirovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.08.2024).
    6. Климова Г.С. Изучение регионального содержания школьной географии как средство формирования личностных образовательных результатов // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых Высшей школы естественных наук и технологий САФУ–2023. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. С. 122–126. EDN VJYCJS.
    7. Коваленко М.С. Потенциал детско-взрослой общности в становлении региональной идентичности обучающихся // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей II Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23–27 ноября 2020 года / отв. ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашина. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 99–102.
    8. Кузнецова Г.Н., Обухова С.Н. Актуальность проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как отражение приоритетной направленности промышленного региона // Профессионал года, 2017: сб. статей победителей IV Междунар. науч.-практ. конкурса, Пенза, 15 мая 2017 г. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. С. 85–88. EDN YNXKQD.
    9. Полутова Е.А. Сетевой проект в системе воспитания основ региональной идентичности современного школьника // Воспитание в современной образовательной среде: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23 марта 2017 г. СПб: ЛОИРО, 2017. С. 90–95.
    10. Попова С.И., Соловьева Е.Е. Возможности формирования гражданской идентичности учащихся в условиях реализации регионального компонента // Взаимодействие науки и образования в академическом пространстве: материалы Всероссийского (с международным участием) научно-практического семинара, Череповец, 1–2 ноября 2018 г. / отв. ред. Г.З. Торохова. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. С. 178–184.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2