ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Нормативно-организационные аспекты агитационной работы на выборах в местные советы 1939 г.

NORMATIVE AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ADVOCACY ACTIVITY DURING LOCAL COUNCIL ELECTIONS IN 1939



Н.В. Сорокина
N.V. Sorokina
n_v_sorokina_nv@mail.ru
доцент кафедры теории и истории государства и права частного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский институт бизнеса», кандидат исторических наук
Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law, "The Volgograd Institute of Business", PhD in History
г. Волгоград
Volgograd

Ключевые слова:

  • агитационная работа
  • выборы
  • выдвижение кандидатов
  • депутат
  • избирательное законодательство
  • избирательная комиссия
  • исполкомы
  • конституция
  • местные органы государственной власти
  • партия
  • предвыборная агитация
  • Keywords:

  • advocacy
  • elections
  • nomination of candidates
  • deputy
  • electoral law
  • electoral commission
  • executive committees
  • constitution
  • local government authorities
  • party
  • pre-election promotion
  • В статье рассматриваются вопросы проведения агитационной работы на основе избирательного законодательства второй половины 1930-х гг. В работе характеризуется процесс подготовки к выборам в местные советы 1939 г. в части особенностей, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, с проведением предвыборной агитации и отчетной кампании депутатов.
    Автор анализирует нормативно-организационные аспекты агитационной работы на выборах в местные советы 1939 г., акцентируя внимание на практической реализации избирательного законодательства на местах. На основе архивных материалов и статистических данных отражены количественные показатели предмета исследования с учетом региональной специфики территории Нижнего Поволжья. В заключении статьи перечисляются выявленные автором положительные и отрицательные стороны проведения предвыборной агитации в 1939 г.

    The article focuses on advocacy based on electoral law of the second half of 1930s. The paper characterizes the process of preparations to the local councils elections in 1939 with regard to specifics dealing with nomination of candidates, pre-election promotion and reporting campaign by the deputies.
    The author analyzes normative and organizational aspects of advocacy in Local Councils election in 1939, focusing on implementation of local legislation at the field level. On the basis of archived materials and statistical data the quantitative indicators of the subject under research have been described given regional specifics of the territory of the Low Volga region. In the end the author enumerates the positive and negative consequences of the pre-election promotion campaign held in 1939.

    Обзор статьи

    Любая избирательная кампания не обходится без агитационной работы. В настоящее время разработано множество избирательных технологий. Они появились совсем недавно и включают в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании 29.
    Рассматриваемый нами период выборов относится к так называемой «газетной эпохе» 11, поэтому основными источниками для научного анализа служат газеты. Но познать глубину исследуемой проблемы возможно только при изучении архивных документов, многие из которых в советское время носили гриф «секретно» и «не подлежит оглашению». Вместе с этим впервые агитационная работа во время избирательной кампании была апробирована на выборах второй половины 1930-х гг. Именно в этот период были разработаны основные принципы проведения агитационной кампании на выборах.
    Обратимся к сущности понятия «предвыборная агитация», которое занимает ведущее место в информационном обеспечении избирательной кампании. Юридическую силу предвыборная агитация имеет только во время самой кампании. «Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)» 3. Получается, что предвыборная агитация нацелена на то, чтобы склонить избирателя к голосованию за определенного кандидата или объединение. Именно с этой стороны интересен опыт избирательной кампании на первых равных всеобщих прямых выборах 1939 г. – периода, известном своими идеологическими установками. Рассмотрим особенности проведения предвыборной агитации на данном историческом этапе и определим территориальные рамки границами регионов Нижнего Поволжья.
    Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования.
    Так, после подготовительного этапа к выборам в местные советы 1939 г. шло выдвижение кандидатов в депутаты. Порядок выставления кандидатов в депутаты был следующим: кандидаты при выборах выставлялись по избирательным округам. Выставлять кандидатов могли общественные организации и общества трудящихся: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества 13.
    Прежде чем окружная избирательная комиссия регистрировала кандидата в депутаты, проверялось «социальное прошлое человека» 7. Обычно подавались списки зарегистрированных кандидатов, которые должны были содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, возраст, род занятий (должность и место работы), партийность, принадлежность в данное время к аппарату членов совета или исполкома (какого), наличие или отсутствие правительственных наград 8. В Калмыцкой АССР к вышеперечисленным добавлялись: социальное положение, национальность, образование и наличие или отсутствие почетного звания стахановца 17.
    Сведения о кандидатах в депутаты должны были направляться в Сталинградский облисполком 18 до 20 ноября 1939 г. 16 Но все кандидаты должны были в обязательном порядке утверждаться комитетами ВКП(б) того же уровня, что и совет, а в сельсоветы и поссоветы – райкомами ВКП(б), и лишь затем следовало «официальное» выдвижение. ЦК указывал, что необходимо обеспечить выдвижение: в край-, обл- и окрсоветы – 30% беспартийных и 25–30% женщин, в райсоветы, соответственно – 40 и 30–35%, в горсоветы и райсоветы в городах – 50–60% беспартийных и 35–40% женщин, в сельсоветы (большей частью составляемые из беспартийных) – 30–40% женщин. Так, в Долбанском улусном совете КАССР полностью выполнялись эти постановления. Было выдвинуто 40% беспартийных и 36% женщин, большинство кандидатов в депутаты являлись малограмотными и имели начальное образование (72%). Национальный состав равномерно распределился между калмыками и русскими и составил по 48%, по социальному положению 64% составляли служащие и 32% колхозники. Возрастная категория от 29 до 39 лет являлась преимущественной (48%). Как правило, выдвигались работники сельсоветов, исполкомов, комитетов партии, ВЛКСМ 17.

    Список использованной литературы

    1. Положение о выборах в Верховный Совет СССР с приложением форм документов установленных центральной избирательной комиссией, и необходимыми пояснениями. Ст. 24. М., 1937.
    2. Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся РСФСР. Ст.71, 74 // Известия. 1939. № 178. 3 августа.
    3. Разъяснения порядка информирования избирателей и проведения предвыборной агитации на муниципальных выборах. URL: http://gigabaza.ru/doc/91805.html (дата обращения: 30. 08. 2016).
    4. Указ Президиума Верховного совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943 г.
    5. Аскеров А. Выборы в местные Советы депутатов трудящихся // Пропагандист и агитатор. 1939 г. № 17 (сентябрь). URL: http://www.oldgazette.ru/lib/propagit/17/03.html (дата обращения: 06.08.2016).
    6. Волгоградская областная организация КПСС в цифрах, 1917–1978. Волгоград, 1979. С. 112.
    7. ГАВО. Ф. Р-2094. Оп. 1. Д. 9. Л. 29.
    8. ГАВО. Ф. Р-2094. Оп. 1. Д. 9. Л. 41.
    9. Гаврилов С.О. Местные Советы Российской Федерации в период подготовки и реализации конституционной реформы второй половины 1930-х годов: дис. ... д-ра ист. наук. Кемерово, 2003. С. 93, 95, 97.
    10. Дорожкина Я.Б. Избирательные кампании по выборам в верховные и местные советы в Западной Сибири: 1937–1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2004. С. 106.
    11. Избирательные технологии: сущность и виды. URL: http://studbooks.net/55285/politologiya/izbiratelnye_tehnologii_suschnost_raznovidnosti (дата обращения: 30.08.2016).
    12. Колхозная Ахтуба. 1939 г. 26 декабря.
    13. Конституция РСФСР 1937 г. Ст. 146
    14. НАРК. Р-131. Оп. 3 с. Д. 141. Л. 23.
    15. НАРК. Р-131. Оп. 3 с. Д. 141. Л. 24.
    16. НАРК. Ф. 131. Оп. 1. Д. 426. Л. 101.
    17. НАРК. Ф. 131. Оп. 1. Д. 426. Л. 2.
    18. НАРК. Ф. 131. Оп. 1. Д. 426. Л. 83.
    19. НАРК. Ф. 131. Оп. 1. Д. 426. Лл. 6 об, 11, 15, 17.
    20. НАРК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 426. Л. 15.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2