К вопросу о публичных слушаниях как форме муниципальной делиберальной демократии в России

ON PUBLIC HEARINGS AS A FORM OF MUNICIPAL DELIBERAL DEMOCRACY IN RUSSIA



С.Г. Соловьев
S.G. Solovyev
solovev@feml.miass.susu.ru
зав. кафедрой конституционного, административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), доктор юридических наук, профессор, председатель Общественной палаты Миасского городского округа, член Экспертного совета Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Российской Федерации
Head of the Constitutional, Administrative and Municipal Law Department, South-Ural State University (National Research University), Doctor of Law, Professor, Chairman of Public Chamber of Miass city district, Member of the Expert Council of Federal Structure and Local Self-Government Committee of the State Duma of the Russian Federation
г. Миасс (Челябинская обл.)
Miass, Chelyabinsk region

Ключевые слова:

  • делиберальная демократия
  • публичные слушания
  • идеалы и правовые технологии, используемые при проведении публичных слушаний
  • Keywords:

  • the deliberal democracy
  • public hearings
  • ideals and legal technologies used in the course of conducting public hearings
  • Статья посвящена исследованию идеалов и правовых аспектов технологий, используемых при проведении публичных слушаний, являющих собой современную форму Российской муниципальной делиберальной демократии.
    В работе исследовано состояние идейных, исторических и правовых основ публичных слушаний как формы институционализированного диалога, рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов муниципальной власти и местного сообщества. С учетом анализа наработанной практики проведения публичных слушаний в различных российских муниципалитетах в статье рассматриваются соответствующие базовые идеи и проблемы их практической реализации, рассматриваются правовые аспекты основных технологических проблем, возникающих при проведении публичных слушаний, предлагаются направления совершенствования соответствующего правового института и дается прогноз в отношении приоритетных направлений его развития.

    The article deals with the study of ideals and legal aspects of technologies being used when conducting public hearings which represent a modern form of the Russian municipal deliberal democracy.
    The paper analyzes the state of ideological, historical principles and legal bases of public hearings as forms of the institutionalized dialogue, a rational discourse, discussion, belief and persuasion, reasoning, compromises between municipal authority and local community. With due consideration of acquired practice analysis with regard to conducting public hearings in various Russian municipalities the article focuses on relevant basic ideas and their implementations, on legal aspects of the main technological problems arising in the course of public hearings. Thereupon main development areas with regard to corresponding legal institution have been offered with the priority directions of the development being forecasted.

    Обзор статьи

    Рассматривая генезис современной системы российского местного самоуправления, следует обратить особое внимание на тот факт, что в ее содержании (наряду с формами непосредственной и представительной демократии) в последнее время начинают приобретать все большее значение формы так называемой делиберальной (диалоговой) демократии, представляющей собой совокупность форм институционализированного диалога, рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов [3] муниципальной власти и местного сообщества. Делиберативная (диалоговая) демократия (демократия обсуждения, консультативная демократия) как общественный феномен сочетает в себе элементы представительной демократии (representatative democracy), прямой демократии (direct democracy) и демократии участия (participatory democracy) [12].
    В общественной жизни современных муниципалитетов используется немало форм правовой институализации и налаживания диалога органов местного самоуправления и местного сообщества, таких как сходы, собрания и конференции граждан; работа муниципальных общественных палат и общественных советов; интерактивные телепередачи с участием представителей власти. Однако, в нашем понимании, наиболее важное значение в современной системе российской диалоговой демократии играет такая ее форма, как публичные слушания, представляющие собой форму участия жителей муниципального образования в осуществлении местного самоуправления путем обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, проводимого органами местного самоуправления в соответствии с установленной процедурой в целях выявления спектра мнений населения муниципального образования.
    Публичные слушания (как отдельный правовой институт муниципального права) были закреплены в виде самостоятельной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и введены в российскую муниципальную практику относительно недавно (в 2003 году). Однако это совсем не означает, что данный правовой институт привнесен из западных демократий и является чуждым элементом для российской практики осуществления населением самоуправления.
    Используемые при проведении современных публичных слушаний идеи и технологии имеют глубокие историко-культурные и социальные корни, так как они отражают менталитет и традиции социокультурного наследия россиян, предусматривающие совместное («сообща», «всем миром») обсуждение наиболее важных вопросов как государственной, так и общественной жизни [4]. Их истоки можно проследить в практике проведения Вечевых собраний в Древнерусском государстве, Земских собраний [1] и Копных собраний [5], а также и Казачьих кругов, регулярно и повсеместно проводившихся вплоть до 18 века на многих территориях, входящих в настоящее время в состав современного Российского государства.
    Однако проведение аналогии между указанными историческими формами российской диалоговой демократии и современной ее формой в виде публичных слушаний является достаточно условным в силу того обстоятельства, что указанные институты, несмотря на концептуальную общность, все же имеют значимые отличия по своим содержательно-правовым характеристикам, требующим серьезного осмысления.
    В связи с этим, в рамках данного исследования с учетом мнения В.О. Ключевского о том, что «историческое изучение прошлого любого народа своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека, отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков» [7], с учетом опыта функционирования исторических форм российской диалоговой демократии и современной практики проведения публичных слушаний в России, автором предполагается сформулировать и предложить как теоретические, так и практические предложения по совершенствованию российского института публичных слушаний.
    Методика исследования института публичных слушаний. При исследовании вопросов функционирования современного института публичных слушаний автор исходит из предположения о том, что функционирование форм диалоговой демократии должно строиться на базовых принципах, выработанных тысячелетней практикой функционирования общественных институтов российского государства. На основе уяснения логики и закономерностей их развития, а также исторического анализа основных сущностных характеристик таких исторических форм российской диалоговой демократии, как Вече, Копа, Круг (сход), Земский собор, действовавших на общих принципах подготовки, организации и проведения, предполагается проанализировать содержание наиболее близкого современного их аналога и сформулировать предложения по совершенствованию соответствующей нормативной базы публичных слушаний. Такой подход представляется перспективным, так как «… часто мы не видим или игнорируем связь между прошлым и современным, предпочитая не знать, что законы генофонда сплошь и рядом бывают сильнее юридических законов» [11].

    Список использованной литературы

    1. Беляевъ И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. М., 1905.
    2. Бровченко В.Н., Дегтярев О.Ю., Кириенко Г.С. О некоторых вопросах порядка организации и проведения публичных слушаний в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3.
    3. Зайцев А.В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества // NB: Проблемы политики и общества. 2013. № 5. С. 29–44. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_689.html (дата обращения: 16.07.2016).
    4. Зенин С.С. Публичные слушания и народное вече (исторический аспект // История государства и права. 2008. № 15.
    5. Иванишевъ Н. О древнихъ сельскихъ общинахъ въ Югозападной Россіи / Изданіе Кіевской Археографической Коммиссіи. К.: В тип. Федорова и Мин., 1863.
    6. Карагод Н.А. Право населения на участие в публичных слушаниях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2012.
    7. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Курс русской истории. Т. 1. М., 1997.
    8. Книга гродская Луцкая 1583-го года. Листъ 255–259.
    9. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 43.
    10. Соловьев С.Г. Состав муниципального правонарушения: проблемы теории и практики // Государство и право. 2015. № 3. С. 51–60.
    11. Федотов Г.П. Рождение свободы // Собрание сочинений: В 12 т. Т. 9. М., 2004.
    12. Johnson D.W., Johnson R.T. Civil Political Discourse in а Democracy: The Contribution of Psychology / University of Minnesota // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2000. Vol. 6. № 4.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2