Перспективы развития туризма в России в условиях кризиса

PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA UNDER CRISIS CONDITIONS



Г.А. Карпова
А.В. Кучумов
G.A. Karpova
A.V. Kuchumov
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Entrepreneurship in Tourism, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • туристская услуга
  • рынок
  • туристский бизнес
  • конкурентоспособность российского туризма
  • турпродукт
  • туроператор
  • турагент
  • Keywords:

  • tourism
  • tourist service
  • market
  • tourist business
  • competitiveness of Russian tourism
  • tourist product
  • tour operator
  • tour agent
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что российский экономический кризис, начавшийся в 2014 г., затронул все сектора экономики и внес серьезные изменения в прогнозы экономического развития государства в целом и развития сферы туризма в частности. Ухудшение международной обстановки, последовавшие банкротства нескольких туроператоров существенно сократили выездной поток туристов, что в свою очередь привело к переориентированию граждан на внутренние направления.
    В статье рассмотрено влияние экономического кризиса на сферу туризма, тенденции развития отечественного туристского рынка и его перспективы, ряд документов, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, в частности соответствующая Федеральная целевая программа со сроком реализации 2011–2018 гг.
    В исследовании отражено влияние роста курса иностранных валют на сферу туризма, которое оказало положительное влияние на место России в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма.
    В статье также были выявлены основные перспективы и рассмотрены тенденции развития туризма в России в условиях кризиса. Кроме того, были выделены факторы, препятствующие развитию внутреннего и въездного туризма в России, и отражено их влияние на экономику.

    The relevance of the research is based on the fact that Russian economic crisis that started in 2014 has affected all economy sectors and has significantly changed the forecast for the economic development of the country as a whole and the sphere of tourism in particular. The deterioration of the international situation and resulting from it bankruptcies of several tour operators have contributed to decreasing outbound tourism, which resulted in turning to domestic destinations.
    We consider the influence of the economic crisis on the sphere of tourism and trends in the development of domestic tourist market and its prospects. We also look at certain documents aimed at the development of domestic and outbound tourism including the Federal Target Program for 2011–2018.
    We also consider the impact of currency exchange rate on the sphere of tourism that positively affected the place of Russia in the international ranking according to the level of competitiveness of travel and tourism.
    We also reveal the main prospects and consider the trends of tourism development under crisis. Besides, we distinguish factors preventing the development of domestic and outbound tourism in Russia and show their influence on the economy.

    Обзор статьи

    Туризм, представляя собой межотраслевой комплекс, находится под воздействием огромного количества факторов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных и т.д.
    В связи с этим, рассматривая перспективы развития туризма, изменения туристских потоков, возможные доходы от туристской деятельности в условиях кризиса, необходимо проанализировать те факторы, которые оказывают наиболее существенное воздействие на состояние туризма в России и за рубежом.
    В настоящее время в России в сфере туризма происходят очень существенные изменения, связанные как с внутренними экономическими проблемами, так и с внешнеполитическим влиянием. На состояние туризма влияют также новые формы и методы работы как туроператоров, так и турагентов.
    Российских туристских операторов можно разделить на две группы:
    - крупные операторы, которые занимаются формированием турпродукта и его реализацией посредством сети уполномоченных турагентств и не осуществляют розничную продажу;
    - средние и малые операторы, которые занимаются как производством, так и реализацией турпакета в розницу.
    Туристские агентства также подразделяются на две разновидности, но по иной характеристике:
    - независимые туристические агентства (их доля составляет 70% турфирм);
    - сетевые туристские агентства, представляющие собой точки продаж, работающих под одним брендом и объединенных общей рекламно-маркетинговой политикой и технологией работы [4. С. 29].
    На сегодняшний день доля независимых туристских агентств на туристском рынке сокращается, в то время как наблюдается стремительный рост туристских сетей. Для сетевых турагентств характерен ряд преимуществ. Ниже представлены основные из них:
    - общий бренд (торговая марка);
    - единая рекламная и маркетинговая политика;
    - наличие передовых технологий в турбизнесе;
    - общее информационное пространство;
    - объединенная ценовая политика.
    Согласно статистике, опубликованной Ростуризмом, основанной на данных Пограничной службы ФСБ России, количество российских граждан, выехавших за рубеж в 2015 году, составило 34,4 млн туристов, что на 36,5% меньше, чем в 2013 году, и на 25% меньше, чем в 2014 году. В 2014 году количество уменьшилось на 15% по сравнению в 2013 годом: с 54,2 млн до 45,8 млн туристов. При этом внутренний туризм набирает силу, и спрос на него за этот период увеличился на 30%.
    В настоящее время тенденция сохраняется, и за 2015 год выездной туристский поток сократился на 52% по сравнению с 2013 годом. За 2014 год российский туристы вывезли из страны $50 млрд, в то время как за промежуток с 1991 по 2014 гг. сумма составила $450 млрд [6].
    В 2015 году по основным зарубежным направлениям туристского потока из России отмечались различные изменения. Лидерами по выездному турпотоку граждан России по странам в 2015 году являются: Абхазия, Казахстан и Финляндия. Туристский поток в Финляндию в 2015 году сократился на 28% по сравнению с 2014 годом и находится на 3-м месте по величине выездного турпотока. Польша на 8-м месте, Китай на 9-м месте, с туристской целью его посетило на 447 тыс. человек меньше, а замыкает топ-10 Германия. Количество посетивших страну в 2015 году составило 1111 тыс. граждан России, сократившись на 23% [6].
    В соответствии с комментариями представителя Ростуризма Ирины Щегольковой, основными причинами подобных результатов стало повышение курса валют, политические санкции, введенные против России, и популярность самостоятельного туризма.
    Тенденция повышения количества путешествующих самостоятельно туристов сложилась в международном туризме уже давно и постоянно усиливается. Так, например, в США уже с 1995 года сформировался массовый переход от услуг турфирм к онлайн-бронированию. Затем потребительский спрос в этом направлении перекинулся на Великобританию, Германию, Южную Америку, Китай и другие страны.
    В нашей стране немаловажное влияние на данную тенденцию оказала и сложная экономическая ситуация, колебания курса рубля и прекращение деятельности нескольких десятков туристских компаний во второй половине 2014 года и в 2015 году. «Пирамида» в туризме – зачастую вынужденная ситуация, следовательно, не исключено, что в текущем году произойдет еще одна волна банкротств туроператоров. Кризис туриндустрии в России сильно пошатнул доверие потребителя. Любители путешествий начали с большим интересом осваивать возможности электронных систем бронирования отелей, авиабилетов, аренды автомобилей и поиска электронных путеводителей-навигаторов [8].
    Специалисты «Forbes», проследив динамику перехода на онлайн-бронирование в западных странах, предполагают, что Россию по аналогии в ближайшие год-два ждет рост в этом сегменте не менее, чем на 30% [5]. Хотя эти факторы и не успели еще оказать существенное влияние на ситуацию в индустрии туризма, тем не менее технология формирования турпродуктов постоянно меняется с учетом повышения уровня активности туристов при определении форм взаимодействия с представителями сферы гостеприимства.

    Список использованной литературы

    1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» // Федеральное агентство по туризму (Ростуризм): [сайт]. URL: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/ (дата обращения: 03.05.2016).
    2. Александров В.В., Литвяк Б.И. Обеспечение конкурентоспособности туристского продукта на отечественном и мировом рынках // Успехи современного естествознания. 2007. № 6. С. 34–36.
    3. Архарова И. Выезд из России упал в 2015 году на 40%, въездной туризм вырос на 16% // ТУРПРОМ.ru. URL: http://www.tourprom.ru/news/29455/ (дата обращения: 03.05.2016).
    4. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2005. 288 с.
    5. Новый игрок на рынке онлайн бронирования // Forbes.ru. URL: http://www.forbes.ru/node/57871 (дата обращения: 03.05.2016).
    6. Романова К. Туризм ныряет в кризис // Газета.ru. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/03/04/6435381.shtml (дата обращения: 03.05.2016).
    7. События и тенденции 2015 года, способные повлиять на туризм в России // РИА «Новости»: [сайт]. URL: http://ria.ru/tourism/20150126/1044314948.html (дата обращения: 03.05.2016).
    8. Туризм в России // Федеральное агентство по туризму (Ростуризм): [сайт]. URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 03.05.2016).
    9. GBTA: расходы на деловые поездки в России резко сократились в 2013–2014 гг. // Buying Travel Business Russia. URL: http://www.buyingbusinesstravel.com.ru/news/travel-management/2259-gbta-raskhody-na-delovye-poezdki-v-rossii-rezko-sokratilis-v-2013-2014-gg/?sphrase_id=11252 (дата обращения: 03.05.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2