Информационные основы и результаты статистического мониторинга динамики структуры собственности и занятости в здравоохранении

INFORMATIONAL BASICS AND RESULTS OF STATISTICAL MONITORING OF DYNAMICS OF PROPERTY STRUCTURE AND EMPLOYMENT IN HEALTHCARE



Т.Г. Максимова
В.В. Соснин
С.Д. Верзилин
T.G. Maksimova
V.V. Sosnin
S.D. Verzilin
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой статистики и моделирования социально-экономических процессов ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», доктор экономических наук, профессор
заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ФГУП «ЭПМ» ФМБА России СКТБ «Биофизприбор»
стажер кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат социологических наук
Head of the Department of Statistics and Modelling of Social and Economic Processes, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics, professor
deputy director, St. Petersburg Branch of Biofizpribor
trainee, the Department of Labour Economics, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Sociology
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • информационные основы
  • статистический мониторинг
  • структура собственности
  • занятость
  • здравоохранение
  • Keywords:

  • informational basics
  • statistical monitoring
  • structure of property
  • employment
  • healthcar
  • Актуальность количественного анализа изменения структуры собственности и занятости в системе здравоохранения обусловлена целью стратегического развития здравоохранения, предполагающей объединение в единую систему национального здравоохранения всех медицинских организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
    Исследование выполнено по официальным статистическим данным Росстата о деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг.
    Выявлены источники мозаичности официальных статистических данных о деятельности организаций в сфере здравоохранения в интересах оптимизации национальной системы здравоохранения. Установлены основные тенденции демографии медицинских организаций и динамики абсолютных и структурных показателей развития сети организаций здравоохранения. Определены тенденции структуры занятости в здравоохранении и предоставлении социальных услуг.

    The aim of healthcare strategic development implying the integration of all medical organizations into national healthcare system despite their departmental affiliation and form of property determine the relevance of quantitative analysis of property structure and employment in the healthcare system.
    The research is based on the official statistics of the Russian Statistics Committee concerning the sphere of healthcare and social services provision.
    The sources of mosaic structure of official statistics concerning healthcare organizations are revealed to optimize the national healthcare system. We distinguish the main trends in demography of medical organizations as well as dynamics of absolute and structural development indicators of healthcare organizations network. Trends in the structure of employment in healthcare and social services provision are determined.

    Обзор статьи

    Проблемы социально-экономической эффективности здравоохранения, обостряющиеся в условиях бюджетного дефицита, проявляются на сегодняшний день в уменьшении бюджетных расходов на здравоохранение и росте денежных объемов платных медицинских услуг на фоне снижения доходов населения [12; 13; 14]. Развивается практика финансирования частных медицинских организаций из средств обязательного медицинского страхования. Планируется объединение в единую систему национального здравоохранения всех медицинских организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности [1]. Исходя из вышеизложенного очевидна актуальность всестороннего количественного анализа изменения структуры собственности и занятости в системе здравоохранения. Игнорирование объективных тенденций динамики структуры собственности и занятости в сфере здравоохранения может привести к углублению существующей региональной дифференциации качества и доступности медицинской помощи [17], снижению уровня социальной безопасности [15].
    Проблемы анализа официальных статистических данных о деятельности организаций в сфере здравоохранения в интересах оптимизации национальной системы здравоохранения обусловлены игнорированием деятельности медицинских организаций частной и иных негосударственных форм собственности как полноправных участников сети учреждений здравоохранения. Это проявляется в отсутствии единообразия в статистическом учете для государственных и частных организаций, предоставляющих медицинские услуги, в частности, в большинстве форм не учитываются все возможные формы собственности медицинских организаций и организационно-правовые формы, используемые в ряде форм классификации медицинских организаций не соответствуют действующей номенклатуре [8]. Поясним сформулированное утверждение на конкретных примерах.
    Источниками официальной статистической информации о деятельности организаций в сфере здравоохранения являются агрегированные данные форм статистической отчетности, предоставляемой медицинскими организациями [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
    Наиболее информативным источником является форма 62 «Сведения об оказании и ресурсном обеспечении медицинской помощи населению» [6], которую представляют все медицинские организации, не зависимо от ведомственной принадлежности, а также от того, оказывается ли в них помощь по программе ОМС. Предусмотрен учет медицинских организаций по типам, соответствующим действующей номенклатуре медицинских организаций [8] (выделен 21 тип), для каждого типа выделено 4 организационно-правовых формы (автономные, бюджетные, казенные, иные) и 5 форм собственности (муниципальная, субъекта РФ, федеральная, иная (в том числе частная). Для федеральной, субъекта РФ и муниципальной форм учитываются дополнительно медицинские организации, расположенные в сельской местности.
    Юридические лица, оказывающие медицинские услуги населению в соответствии с имеющейся лицензией (за исключением медицинских организаций Минздрава России и микропредприятий), заполняют также форму № 1-здрав «Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению» [3], в которой также приводятся сведения о форме собственности с выделением трех форм: государственной (суммарно собственности субъекта РФ и федеральной) и муниципальной собственности, негосударственной (частной и иных) форм собственности. Выделены следующие типы медицинских организаций: больничные и амбулаторно-поликлинические организации для взрослых и детей, женские консультации, центр общей врачебной (семейной) практики, немедицинские организации, имеющие подведомственное медицинское подразделение, и прочие медицинские организации. Перечисленные типы организаций не совпадают с типами организаций, заданными в номенклатуре [8].
    Деятельность медицинских организаций частной формы собственности, оказывающих платные медицинские услуги населению, находит отражение в форме федерального государственного статистического наблюдения № 1-медуслуги «Сведения об оказании платных услуг частной медицинской организацией» [2]. Частные медицинские организации дифференцированы не по типам (в соответствии с номенклатурой [8]), как в форме № 62, а по профилям: многопрофильная; акушерско-гинекологическая; офтальмологическая; стоматологическая; психиатрическая, наркологическая; онкологическая; другой (указать). Учитывается объем коечного фонда, плановая мощность, выручка от продажи товаров, услуг, затраты на оказание медицинских услуг.
    Кроме того, учет платных медицинских услуг осуществляется в форме № 1-услуги [4], которую заполняют организации, имеющие численность работников более 15 человек, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в том числе казенные учреждения, оказывающие платные услуги населению.
    Агрегированная информация о деятельности медицинских организаций в субъектах РФ содержится в форме № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» [6], которую представляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья населения территориальному органу Росстата и Минздраву России. В этом документе графа «форма собственности» заменена формой подчиненности медицинской организации: федерального, субъекту РФ, муниципального подчинения. Также учитываются организации, расположенные в сельской местности. Частные медицинские организации в составе сети учреждений здравоохранения в форме № 47 не учитываются.
    Информация о деятельности медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования содержится в соответствующих квартальной (14-Ф (ОМС) и полугодовой (14-МЕД (ОМС) формах [7]. Помимо государственных и частных медицинских организаций эту форму заполняют индивидуальные предприниматели, занятые медицинской деятельностью. В этой форме вместо классификации форм собственности предусмотрена классификация национальной системы здравоохранения на три подсистемы: государственную, муниципальную, частную. Дифференцированный учет деятельности медицинских организаций других форм собственности (собственность общественных и религиозных организаций, смешанная российская, госкорпораций и т.д.) не предусмотрен. Более того, в составе государственного здравоохранения выделено уже три варианта подчиненности организаций: федеральным и в субъектах РФ органам власти, а также Федеральному агентству научных организаций.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период // Министерство здравоохранения Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (дата обращения: 05.04.2016).
    2. Постановление Росстата от 12.11.2004 г. № 52 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за оказанием платных услуг частными медицинскими организациями». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Приказ Росстата от 19.06.2013 г. № 216 (в ред. Приказов Росстата от 01.04.2014 г. № 224, от 23.07.2014 г. № 485) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Приказ Росстата от 26.08.2015 г. № 390 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций и объеме платных услуг населению по видам». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Приказ Росстата от 31.12.2010 г. № 483 (в ред. Приказов Росстата от 29.12.2011 г. № 520, от 16.10.2013 г. № 410, от 25.12.2014 г. № 723) (ред. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений системы здравоохранения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 30.12.2015 г. № 672 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 17 апреля 2014 г. № 258 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 05.04.2016).
    10. Здравоохранение в России – 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 174 с.
    11. Клейнрок Л. Теория массового обслуживания / пер. с англ. И.И. Грушко; ред. В.И. Нейман. М.: Машиностроение, 1979. 432 с.
    12. О ситуации в российском здравоохранении // Официальный сайт Московского городского комитета КПРФ. URL: http://msk.kprf.ru/2016/03/15/5270/ (дата обращения: 15.03.2016).
    13. Резолюция шестого Всероссийского конгресса пациентов (от 12.11.15 г.) // Всероссийский Союз пациентов: [сайт]. URL: http://www.patients.ru/kongress/vi-vserossiyskiy-kongress-patsientov (дата обращения: 05.04.2016).
    14. Решение четвертого (внеочередного) Съезда Национальной Медицинской Палаты 22–23 мая 2015 года (Москва) // Официальный сайт НП «Национальная Медицинская Палата». URL: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=20235 (дата обращения: 05.04.2016).
    15. Сигов В.И., Верзилин Д.Н., Верзилин С.Д. Программно-целевое управление социальной безопасностью: концептуальный подход к оцениванию результативности // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 4. С. 162–168.
    16. Холдинговая структура частной медицины в России в 2015 г. // Готовые обзоры рынков и бизнес-планы BusinesStat: [сайт]. URL: http://businesstat.ru/russia/services/health/medicine/holdingovaya_struktura_chastnoj_mediciny_v_rossii/ (дата обращения: 05.04.2016).
    17. Черешнев В.А., Верзилин Д.Н., Максимова Т.Г., Верзилин С.Д. Экологизация и социоэкономическое развитие регионов: оценка региональной дифференциации // Экономика региона. 2013. № 1 (33). С. 33–46.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2