ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Обеспечение военной безопасности при тоталитарном и авторитарном политических режимах

Ensuring Military Security under Totalitarian and Authoritarian Regimes



А.А. Ковалев
Andrei Kovalev
senator23@yandex.ru
аспирант кафедры теории и философии политики Санкт-Петербургского государственного университета
candidate for PhD at the Department of Theory and Philosophy of Politics of St. Petersburg State University
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается система обеспечения военной безопасности при тоталитарном и авторитарном политических режимах. Военная безопасность в указанных режимах понимается только с военно-силовых позиций. Военная безопасность при тоталитарном ре-жиме обеспечивается, как правило, собственными силами, при авторитарном режиме могут использоваться региональные системы безопасности.
We consider the system of ensuring military security under totalitarian and authoritarian regimes. Military security under the regimes in question can be understood only as coercive. Military security under totalitarian regime is provided normally by own strength while under authoritarian regime regional security system can be used.

Ключевые слова:

  • безопасность
  • государство
  • международные война и мир
  • власть
  • общественный контроль
  • Keywords:

  • security
  • state
  • global war and peace
  • social control
  • authority
  • Обзор статьи

    Государственная власть при тоталитарном режиме строго централизована, принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте [3]. Неподотчетный лидер становится пожизненно главой государства и правительства, концентрируя в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Общественная жизнь организована так, что обеспечивается жесткий государственный контроль за ходом общественно-политических процессов. Чем выше этот контроль, тем масштабнее уровень мобилизационных возможностей та-кого политического режима, возможностей реагировать на опасности и угрозы. Правящие круги тоталитарного режима не открыто демонстрируют различные методы насилия, решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу внутри страны и не менее решительно противодействуя воздействию извне. Силовые средства и методы являются основными в политике тоталитарного государства, таким образом механизму обеспечения военной безопасности отдается не политический приоритет. Все это ведет к качественному и количественному росту силовых институтов. Тоталитарный режим практически способен обеспечить лишь одну сторону военной безопасности: обороноспособность или защищенность. Силовая концепция безопасности при тоталитарном политическом режиме формирует однобокую внешнюю функцию армии. Ведущим фактором для сдерживания врага является готовность и способность защищать Отечество путем войны, то есть главный критерий оценки армии в обеспечении мирных условий жизни. Основная цель безопасности государства – полное устранение, недопущение собственных действий, которые вызывали бы опасения у какого-либо государства в ми-ре [4]. При тоталитарном политическом режиме своеобразна роль силовых структур, средств ведения вооруженной борьбы: они монополизированы центром политической власти. Население страны практически отстранено от участия в системе управления государством и, тем более, системой управления военной организацией, гражданское общество отсутствует.

    Список использованной литературы

    1. Вербин А.И., Келле В.Ж. Базис и надстройка и механизмы социальной дея-тельности людей // Философские науки. 1979. № 1. С. 9–11.
    2. Галкин А.А., Красин Ю.А. Критика российского авторитаризма / Ин-т социо-логии РАН. М., 1995. 46 с.
    3. Горобцов Г.А. Армия и политический режим // Власть силы, сила власти: сб. на-уч.тр. М.: Юристъ, 1996. С. 70–85.
    4. Гуськов Ю.В. Армия в политической системе современного государства: дис. ... канд. филос. наук. М.: Изд-во ГА ВС, 1993. 213 с.
    5. Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества. М.: Канон-пресс – Кучково поле, 1998. 462 с.
    6. Мир в условиях мира. Всеобщая безопас-ность в XXI в. М.: ИНИОН, 1990.
    7. Проскурин С.А. Теоретико-методо-логические проблемы формирования внешнеполитического курса Российской Федерации в условиях меняющегося ми-ра: дис. … докт. полит. наук. М., 1999. 431 с.
    8. Радиков И.В. Военная безопасность общества и государства: Политологиче-ский анализ: дис. … докт. полит. наук. СПб., 2000. 408 с.
    9. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: дис. … докт. филос. наук. М.: Изд-во ВУ, 1995. 384 с.
    10. Смульский С.В. Методологические основы оценки и прогнозирования современных военных конфликтов в интересах их урегулирования и предотвращения: дис. … канд. филос. наук. М., 1990.
    11. Харламов С.В. Геополитика и военная безопасность // Национальная безо-пасность России на Востоке: вызовы и от-веты / Институт востоковедения РАН. М., 1994. С. 159.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2