Эффективность национальной системы здравоохранения

EFFECTIVENESS OF NATIONAL HEALTHCARE SYSTEM



Ю.О. Михина
Yu.O. Mikhina
dekanat205@yandex.ru
соискатель специализированной кафедры ПАО «Газпром» ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD, special Gazprom department, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • эффективность системы здравоохранения
  • система здравоохранения РФ
  • средняя ожидаемая продолжительность жизни
  • государственные затраты на здравоохранение
  • стоимость медицинских услуг
  • концепция развития здравоохранения
  • Keywords:

  • effectiveness of healthcare system
  • healthcare system in the Russian Federation
  • average life expectancy
  • state expenditure for healthcare
  • cost of medical services
  • healthcare development concept
  • Актуальность представленной статьи определятся увеличением значения качества медицинской помощи населению и качества жизни населения при реализации текущей концепции развития системы здравоохранения РФ. Как в развивающихся, так и в развитых странах достаточно острой остается проблема повышения эффективности государственного управления в области здравоохранения. В настоящее время нет единой и наиболее эффективной системы здравоохранения, что приводит к необходимости проведения реформ даже в странах с высокими показателями здоровья и уровнем жизни населения.
    В статье анализируются основные показатели (средняя ожидаемая продолжительность жизни, государственные затраты на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения), отражающие эффективность системы здравоохранения различных стран. Автор делает вывод о том, что цели, задачи и механизмы развития могут быть как схожи, так и существенно отличаться, в зависимости от существующей системы оказания медицинской помощи. Поиск оптимальной модели, происходящий как в развитых, так и в развивающихся государствах, связан с невозможностью создания единого подхода к построению системы здравоохранения, который бы обеспечил создание наиболее эффективной системы оказания медицинской помощи.

    The growing importance of medical aid quality and the quality of life while implementing the current concept of developing the healthcare system of the Russian Federation determines the relevance of our research. For both developing and developed countries, the problem of increasing the effectiveness of public administration in healthcare is an acute one. Currently there is no single effective healthcare system, which results in the need to carry out reforms even in the countries with high health level and standard of living.
    We analyze the key indicators (average life expectancy, governmental expenses on healthcare as percentage of GDP per capita, cost of medical services per capita) reflecting the effectiveness of healthcare system in different countries. We make the conclusion that goals, tasks and mechanisms of development may be similar or may differ considerably depending on the system of healthcare services provision. The search for an optimal model both in developed and developing countries is connected with the failure to develop a single approach to building a healthcare system to ensure the most effective system of medical aid provision.

    Обзор статьи

    Здравоохранение является одной из важнейших социальных отраслей. Здравоохранение способствует не только улучшению здоровья населения, но и увеличению продолжительности жизни. Эффективное функционирование здравоохранения способствует устранению ущерба, который мог быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности населения. Путем расширения инфраструктуры здравоохранения, использованию современного оборудования улучшается качество медицинского обслуживания и уменьшатся уровень заболеваемости. Это все повышает производительность труда и способствует улучшению макро- и микроэкономических показателей.
    Система охраны здоровья относится к социально-экономической деятельности, являясь важнейшей системой жизнеобеспечения страны и фактором национальной безопасности [7]. Современная система здравоохранения находится на этапе реформирования, который вызван совокупностью проблем национальной системы здравоохранения, а также проблем низкой социально-экономической эффективности деятельности системы здравоохранения в целом и сложившейся демографической, экономической ситуацией в стране.
    Проблемы функционирования системы здравоохранения заключаются в снижении качества медицинской помощи населению, увеличении смертности и снижении рождаемости, незначительном естественном приросте населения, недостаточном финансировании отрасли и т.д.
    По данным многих рейтингов эффективность системы здравоохранения в нашей стране и результаты охраны здоровья населения, выражающиеся в показателях средней ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), государственных затратах на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения, стоимости медицинских услуг в пересчете на душу населения, являются очень низкими как среди развивающихся, так и среди развитых стран.
    Так, например, на основании данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирного банка был составлен рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения аналитиками агентства «Bloomberg» (см. таблицу).
    В рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения Россия была включена, начиная с 2014 г., поскольку в 2013 г. средняя продолжительность жизни населения нашей страны не достигала 70 лет (69 лет) [6]. Несмотря на то, что как в 2014 г., так и в 2015 г. Россия занимает последнее и предпоследнее место соответственно, это можно считать положительным сигналом, т.к. для попадания в данный рейтинг есть определенные критерии, которые являются достаточно высокими: численность населения свыше 5 млн человек и ВВП на душу населения от 5 тысяч долларов. Рейтинг составлен исходя из определения эффективности, т.е. достижения максимального результата за минимальную цену. Так агентство оценило национальные системы здравоохранения с учетом продолжительности жизни населения и государственных затрат для ее достижения.
    В 2015 году на первом месте оказался Гонконг, который тратит на охрану здоровья 5,2% ВВП, или 1,8 тыс. долл. на душу населения, и с продолжительностью жизни 83,8 лет. Лидер 2014 года Сингапур занял второе место. Расходы на здравоохранение Сингапура составили 4,5% ВВП. На третьем месте оказалась система здравоохранения Израиля. Стоит отметить, что государства-лидеры являются относительно небольшими странами, соответственно у них отсутствует проблема физической доступности медицинских учреждений, в отличие от жителей России и Бразилии, которые сталкиваются с этой проблемой.
    Болгария в рейтинге стран по эффективности системы здравоохранения, по сравнению с 2014 годом, опустилась на одну позицию, пропустив вперед Казахстан, заняла 46-е место со средней ОПЖ 74, 47 лет, государственными затратами 7,63% от ВВП на душу населения. Если сравнивать с Россией, Болгария тратит на здравоохранение на 1,13% больше от ВВП на душу населения, что выражается в более длительной средней ОПЖ на 2,77 года. Однако государственные затраты не так сильно повлияли на бóльшую эффективность системы здравоохранения Болгарии. Стоит отметить, что после неудачного функционирования государственной модели здравоохранения, была введена страховая модель, которая тоже не оправдала ожидаемых надежд, т.к. финансирование, основанное только на страховых взносах, не смогло обеспечить необходимый объем средств – часть людей отказались от участия в программе обязательного медицинского страхования (ОМС), в итоге получилось, что людей, производящих отчисления на медицинское страхование, стало меньше, чем людей, которые пользуются предоставляемыми льготами [10]. В связи с этим правительство Болгарии произвело достаточно действенные реформы, а именно: реструктуризировало сектор первичной медико-санитарной помощи, ввело институт
    общей практики, легализовало частную практику и ее участие в системе ОМС, применило клинические алгоритмы обследования и лечения. Сейчас Болгария проводит активную политику по реформированию системы здравоохранения, которая нацелена на приближение к показателям наиболее развитых стран и сближение с системой Европейского союза (ЕС), путем внедрения эффективного законодательства ЕС и освоения средств ЕС, которые планируется направить на реструктуризацию больничной сети и развитие трудовых ресурсов. Стратегия развития здравоохранения Болгарии на 2014–2020 гг. основана на решении отдельных и точечных проблем, а именно дефицита специалистов в отрасли, регионального неравенства и т.д., но не включает в себя конкретные меры и способы для достижения поставленных целей [11].
    Республика Казахстан в 2015 г. впервые появилась в рейтинге стран по эффективности системы здравоохранения и оказалась на 46-м месте. При меньших затратах на здравоохранение – 4,26% ВВП (в России – 6,5% ВВП) ОПЖ составляет 70,45 лет. Это тот случай, когда эффективность системы здравоохранения лишь частично зависит от объема государственных затрат на нее. Несмотря на то, что система здравоохранения Казахстана имеет свои проблемы (отсутствие четкого взаимодействия между первичным и вторичным звеньями медицинской помощи, предоставления услуг несколькими параллельными структурами и т.д.), была разработана программа развития здравоохранения Республики Казахстан, направленная на усиление взаимодействия различных структур здравоохранения, совершенствование системы финансирования, развития профилактической службы, повышение оснащенности медицинских организаций, формирования трехуровневой системы предоставления медицинской помощи (ответственность распределяется между государством, работодателем и работниками).

    Список использованной литературы

    1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года // Федеральный справочник: информационно-аналитической сборник: [сайт]. URL: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf (дата обращения: 04.05.2016).
    2. В рейтинге эффективности систем здравоохранения Россия заняла предпоследнее место // VADEMECUM: деловой журнал о здравоохранении: [сайт]. URL: http://vademec.ru/news/2015/12/30/v_reytinge_effektivnosti_sistem_ zdravookhraneniya_rossiya_ (дата обращения: 04.05.2016).
    3. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации // Министерство здравоохранения Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.05.2016).
    4. Дмитрий Дегтярев: «Показатели младенческой смертности в Российской Федерации неуклонно снижаются» // Министерство здравоохранения Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2015/08/10/2487-dmitriy-degtyarev-pokazateli-mladencheskoy-smertnosti-v-rossiyskoy-federatsii-neuklonno-snizhayutsya (дата обращения: 04.05.2016).
    5. Доступность медицинской помощи для населения РФ // Privatmed.ru: информационный портал о частной медицине. URL: http://www.privatmed.ru/article/37/238/1969/ (дата обращения: 04.05.2016).
    6. Здравоохранение в Израиле: управление и инновации // Zdrav.ru: портал информационной поддержки специалистов ЛГУ. URL: http://www.zdrav.ru/articles/95114-zdravoohranenie-v-izraile-upravlenie-i-innovatsii (дата обращения: 04.05.2016).
    7. Павлишина Н.В. Роль государственного регулирования здравоохранения как составляющей социальной сферы в условиях рыночной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2007. № 1. С. 245–248.
    8. Российское здравоохранение – 2015: еще на шаг ближе к катастрофе // Inbox.ru: новости бизнеса и политики. URL: http://www.infox.ru/03/body/2015/12/31/Rossiyskoye_zdravooh_print.phtml (дата обращения: 04.05.2016).
    9. Увеличение показателей смертности в России в 2015 году // Все дела: [сайт]. URL: http://www.vsedela.ru/index.php?topic=2911.0 (дата обращения: 04.05.2016).
    10. Georgieva L., Salchev P., Dimitrova S. [et al.]. Bulgaria: health system review // Health Systems in Transition. 2007. № 9 (1).
    11. Health systems in transition (HiT) profile of Bulgaria // Health Systems and Policy Monitor: [сайт]. URL: http://www.hspm.org/countries/bulgaria 22042013/livinghit.aspx?Section= 6.2%20Future%20developments&Type=Section (дата обращения: 04.05.2016).
    12. International profiles of health care systems 2015 // International Health Policy Center – The commonwealth Fund: [сайт]. URL: http://international.commonwealthfund.org/ (дата обращения: 04.05.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2