ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Состояние и тенденции развития инфраструктурного комплекса поддержки МСП в муниципальном образовании на примере Гатчинского муниципального района

STATE AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP BY THE EXAMPLE OF GATCHINA MUNICIPAL DISTRICT



А.С. Семенов
A.S. Semenov
2918@list.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
candidate for PhD, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • малое и среднее предпринимательство
  • инфраструктурный комплекс поддержки малого и среднего предпринимательства
  • фонд поддержки сектора МСП
  • бизнес-инкубатор
  • микрофинансовая организация
  • Keywords:

  • small and medium-sized entrepreneurship
  • infrastructural complex of support of small and medium-sized entrepreneurship
  • foundation to support small and medium-sized entrepreneurship
  • business incubator
  • microfinance organization
  • В статье дается оценка состояния инфраструктурного комплекса поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в муниципальном образовании. Автором приводится схема взаимодействия его элементов и модель реализации мероприятий по поддержке сектора в Гатчинском муниципальном районе. На основании анализа функционирования объектов муниципальной инфраструктуры поддержки МСП выявлена и обоснована необходимость совершенствования их деятельности, приведены практические рекомендации рационализации взаимодействия элементов инфраструктурного комплекса.

    We assess the state of the infrastructural complex of support of small and medium-sized entrepreneurship in municipal units. We offer a scheme of its elements’ interaction and a model of supporting the sector in question in Gatchina municipal district. On the basis of the analysis of municipal infrastructure objects we reveal and substantiate the need to improve their activity and offer guidelines to rationalize the interaction between the elements of infrastructural complex

    Обзор статьи

    Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает значение региональных экономик для поступательного социально-экономического развития государства. Динамика регионального развития, в свою очередь, определяется хозяйственной конъюнктурой муниципальных районов, входящих в состав региона и имеющих наибольший удельный вес в экономике субъекта. С этой точки зрения одной из ключевых территориальных единиц Ленинградской области представляется Гатчинский муниципальный район, являющийся составной частью Санкт-Петербургской агломерации. Вместе с тем, несмотря на то, что экономика муниципального образования характеризуется высоким уровнем развития промышленности, ключевое место в которой занимают обрабатывающие производства, доля которых в совокупном районом продукте составляет около 73% [1], такое положение обусловливается в значительной мере деятельностью крупных предприятий.
    Следует подчеркнуть, что возникновение кризисных явлений, характерное для всей экономики РФ, оказало негативное влияние на функционирование крупного бизнеса, определяющего экономическое развитие района. Так, среднесписочная численность занятых на крупных и средних предприятиях в 2014 году уменьшилась на 1,3% по отношению к показателю 2013 года [2]. По нашему мнению, ухудшение макроэкономической конъюнктуры провоцирует существенные риски для экономики муниципального образования, имеющей значительную зависимость от небольшого числа крупных предприятий.
    Наряду с этим социально-экономическое положение поселений Гатчинского района характеризуется неравномерностью развития. Если г. Гатчина и г. Коммунар могут быть отнесены к промышленным центрам муниципального образования, их доля в общем объеме отгрузки товаров собственного производства (выполненных работ, оказанных услуг) составляет 43,7% и 21,5%, то на девять наименее развитых поселений приходится всего 2,8% [2].
    Нельзя не отметить, что развитие малого и среднего бизнеса на территории района затруднено как объективными, так и субъективными факторами. Такой вывод может быть подтвержден статистическими данными. Так, если в Гатчинском районе на 10 тысяч человек населения приходится 343 субъекта МСП, то для Ленинградской области аналогичный показатель, усредненный по районам, находится на уровне 360 субъектов [1]. По нашему мнению, к числу объективных факторов может быть отнесен спад деловой активности на всей территории государства, вызванный ухудшением макроэкономической конъюнктуры. В то время как среди субъективных факторов ключевое место занимает недостаточная эффективность деятельности муниципальных органов власти.
    Таким образом, считаем, что роль сектора МСП в социально-экономическом развитии района должна увеличиваться. Это поспособствует интенсификации производства, структурной диверсификации экономики, позволит сгладить диспропорции социально-экономического развития поселений, входящих в состав района. Наряду с этим деятельность малых и средних предприятий оказывает положительное воздействие на уровень и структуру занятости, качество жизни населения, обеспеченность товарами и услугами. Вместе с тем такие организации не обладают необходимым уровнем конкурентоспособности по сравнению с крупным бизнесом, что определяется недостатком у них организационных, финансовых, кадровых ресурсов. В целях сглаживания указанных диспропорций государство проводит политику, направленную на поддержку сектора МСП. Ее реализация в РФ осуществляется на трех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Если для федерального уровня характерно определение основных рамочных направлений развития бизнеса, то на региональном и местном уровнях происходит практическая реализация мероприятий по поддержке МСП.
    По нашему мнению, деятельность муниципальных органов власти является важным фактором развития малого и среднего бизнеса. Так, на данном уровне происходит наиболее тесное взаимодействие между чиновниками и предпринимательским сообществом, что позволяет выявлять актуальные проблемы, решать точечные задачи, а также выстраивать коммуникативные каналы между субъектами и объектами государственной политики. Наряду с этим, муниципальные органы власти должны выступать связующим звеном между представителями бизнеса и вышестоящими государственными структурами. На основании такого взаимодействия следует определять основные направления поддержки сектора МСП и осуществлять их своевременную корректировку.
    В целях реализации основных направлений государственной политики получила развитие региональная инфраструктура поддержки предпринимательства, неотъемлемой частью которой является ее муниципальная составляющая. Следует подчеркнуть, что в Ленинградской области элементы инфраструктурного комплекса созданы во всех муниципальных районах. Вместе с тем его наполнение не является однородным и может включать фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки, микрофинансовые организации, объединения предпринимателей, общественные и иные организации, направленные на развитие сектора МСП.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 08.10 2014 г. № 4052 «Об утверждении муниципальной программы "Стимулирование экономической активности в Гатчинском муниципальном районе в 2015–2017 гг."» // Официальный сайт Гатчинского муниципального района Ленинградской области. URL: radm.gtn.ru/_file/post_4052(1).doc (дата обращения: 20.03.2016).
    2. Официальный сайт Администрации Гатчинского муниципального района. URL: http://radm.gtn.ru/portal_gatchina/general/economy.htm

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2