ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методологические подходы к способам борьбы с коррупционными преступлениями

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE METHODS OF FIGHT AGAINST CORRUPTION RELATED OFFENCES



Р.В. Дронов
Т.И. Безденежных
В.В. Кузьмин
R.V. Dronov
T.I. Bezdenezhnykh
V.V. Kuz'min
dept.insurance@unecon.ru
dept.insurance@unecon.ru
dept.insurance@unecon.ru
профессор кафедры страхования и управления рисками ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, кандидат юридических наук
зав. кафедрой страхования и управления рисками ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
старший преподаватель кафедры страхования и управления рисками ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Professor at the Department of Insurance and Risk Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, PhD in Law
Head of the Department of Insurance and Risk Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
Senior Lecturer at the Department of Insurance and Risk Management, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • эффективность
  • коррупция
  • взятка
  • борьба с преступностью
  • статистика преступности
  • анализ преступности
  • Keywords:

  • economic security
  • efficiency
  • corruption
  • bribe
  • fight against crime
  • crimes statistics
  • crimes analysis
  • Актуальность исследования заключается в том, что в XXI веке коррупция превратилась в ключевую угрозу национальной безопасности России и стала одним из главных барьеров на пути прогрессивного развития нашего общества. Несмотря на то, что с 2008 года формируется российская нормативная правовая основа противодействия коррупции, серьезных успехов в борьбе с этим явлением не наблюдается.
    В статье на основе информации международной организации «Transparency International» и статистики МВД России авторами проведен анализ состояния коррупционной преступности в Российской Федерации, а также ее рациональной основы.
    Авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, классификация, а также рациональный подход (на основе выгод и издержек от преступной деятельности) в исследовании как поведения преступника-коррупционера, так и в области формирования мер профилактики коррупционной преступности.
    На основе статистической информации Министерства внутренних дел Российской Федерации о состоянии преступности за истекший год для формирования эффективной национальной антикоррупционной политики авторами проведен расчет ожидаемой выгоды от коррупционного преступления (на примере ст. 290 УК «Получение взятки»). Также авторами определены необходимые организационные, экономические и правовые меры в области нейтрализации коррупционной преступности.

    The relevance of the research results from the fact that in the 21-st century corruption in Russia turned into a key threat for the national security and it became one of the main barrier for the progressive development of our society. Despite of the fact that the legal framework for countering corruption has been being laid down in Russia since 2008 no serious results have been witnessed yet.
    On the basis of the data taken from "Transparency International" and from statistical reports of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation the authors have made analysis of the crime situation in Russia with regard to corruption and analyzed its rational foundation.
    In the study of corrupt criminals behavior and in the research of the activities dealing with working out preventive measures against corruption the authors have used such methods as comparative analysis, classification, rational approach (on the basis of benefits and costs resulted from criminal activities).
    On the basis of the statistical information of the Ministry of Internal Affairs of Russia covering crime situation in Russia over the past year in order to work out an efficient national anti-corruption policy the authors have evaluated an expected profit from the corrupt crime in the context of Art.290 ("Bribe-Taking") of the Criminal Code. Besides the authors have defined relevant organizational, economic and legal measures aimed at neutralization of threats of corrupt activities.

    Обзор статьи

    Современные коррупционные отношения превратились в один из главных барьеров на пути развития нашего общества. Не вызывает сомнений, что коррупция, как сложное социально-экономическое явление, должна вытесняться с помощью комплекса мер, среди которых основное место должен занять рациональный с точки зрения экономики подход. Мы разделяем точку зрения Г.Беккера, что «люди решают, совершать ли им преступление или нет, сравнивая свои ожидаемые выгоды и издержки от преступления», учитывая все этические, психические и иные аспекты, определяющие их поведение [4]. Таким образом, оценка выгод преимущественно заключается в потенциальной возможности получить в результате совершения преступления определенные материальные блага. В свою очередь, оценка издержек связана с тяжестью наказания преступников.
    Обратимся к исследованиям коррупционной угрозы, проводимым международной независимой организацией «Transparency International», ежегодно определяющей индекс восприятия коррупции (далее – ИВК) – состояние коррумпированности власти того или иного государства. Так, например, если по состоянию на 1999 год Россия имела один из самых неблагоприятных индексов коррумпированности власти, занимая 82-е место в списке из 99 стран, то к 2016 г. положение России в рейтинге принципиально не изменилось – 119-е место из 168 стран [5]. Проиллюстрируем уровень коррупционной угрозы в России наиболее громкими уголовными делами 2015 года. Так, например, 4 марта губернатор Сахалинской области А. Хорошавин и несколько сотрудников областной администрации были задержаны по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. 31 марта Пресненский суд Москвы санкционировал арест бывшего руководителя Федеральной службы исполнения наказаний А. Реймера по обвинению в мошенничестве, за причастность к хищению 2,7 млрд рублей.
    Для понимания серьезности коррупционной угрозы, на наш взгляд, следует обратиться к статистике преступности в Российской Федерации. По сравнению с январем–декабрем 2014 года (107,8 тыс.) на 3,7% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 111,2 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 4,7%. Преступления коррупционной направленности входят в число преступлений экономической направленности и в 2015 году их количество составило 29755, что на 0,7% меньше, чем в 2014 году [3]. Вызывает интерес информация МВД России: в 2015 году средний размер взятки в нашей стране составил 188 тыс. рублей [2].
    Однако официальная информация МВД противоречит данным гражданского общества. Так, в ежегодном докладе всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» Ассоциации адвокатов России за права человека средний размер взятки в России за 2015 год оценивается в 613,7 тысяч рублей [1].
    Стабильный рост коррупционной преступности заставляет нас задуматься об эффективности действующей нормативной правовой базы противодействия данному негативному явлению. Так, согласно Примечанию 1 ст. 290 «Получение взятки» УК РФ, крупный размер взятки превышает 150 тыс. рублей. Таким образом, в 2015 году, по данным МВД России, среднестатистическая взятка представляла собой преступление, совершенное в «крупном размере», и наказание за такое преступление, в соответствии с п. 5 ст. 290 УК РФ – штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки. Очевиден репрессивный потенциал отечественного антикоррупционного законодательства, но статистика преступности свидетельствует о его низкой эффективности и заставляет нас обратить внимание на экономические основания совершения коррупционных противоправных действий. Мы разделяем мнение Г. Беккера и В. Ландес [6], использовавших в своей работе рациональный подход к анализу преступного поведения человека. Так, потенциальный преступник при принятии решения о совершении или отказе от преступления будет ориентироваться на функцию ожидаемой полезности, которая выглядит следующим образом:
    EU = (1 – p) U ( Y ) + p U ( Y – f ) = U (Y – p * f),
    где EU – ожидаемая польза (прибыль) от преступления;
    p – вероятность, xто преступник будет задержан и понесет наказание;
    U – функция полезности преступления;
    Y – доход от преступления;
    f – тяжесть наказания. Когда ожидаемая польза больше нуля (EU>0), это становится стимулом для криминальной деятельности. В данном уравнении функция полезности совершения преступления характеризует отношение потенциального преступника к риску. Чем более склонен к риску потенциальный преступник, тем выше ожидаемая им полезность от совершенного преступления.

    Список использованной литературы

    1. Коррупция в России: независимый годовой доклад всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». 1 сентября 2014 г. – 31 августа 2015 г. М.: Изд-во Ассоциации адвокатов России за права человека, 2015. 46 с.
    2. Петров И. Глава полиции Москвы назвал средний размер взятки чиновнику // Российская газета: [сайт]. URL: http://rg.ru/2016/03/23/reg-cfo/glava-gibdd-moskvy-nazval-srednij-razmer-vziatki-stolichnomu-chinovniku.html (дата обращения: 27.03.2016).
    3. Состояние преступности в России за январь–декабрь 2015 г. / ГОАУ, УПС ГП РФ. М., 2016. 53 с.
    4. Becker G.S. The Economics of Crime // Cross Sections. 1995. Fall. Р. 8–15.
    5. Corruption Perceptions Index 2015 // Transparency International. 2016. P. 6–7.
    6. Essays in the economics of crime and punishment / ed. by G.S. Becker, W.M. Landes. N.Y., 1974.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2