ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Фактические и правовые основания производства следственных действий

FACTUAL AND LEGAL GROUNDS FOR CONDUCTING INVESTIGATIVE ACTIVITIES



Д.Р. Внукова
D.R. Vnukova
zadira_dz@mail.ru
доцент кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, майор полиции, кандидат юридических наук
an Associate Professor at the Department of Criminal Proceedings, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, major of police, PhD in Law
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • следственные действия
  • основы производства следственных действий
  • участники уголовного судопроизводства
  • расследование преступлений
  • Keywords:

  • investigative actions
  • the basis for conducting investigations
  • participants in criminal proceedings
  • investigating crimes
  • В статье исследуются вопросы уголовного судопроизводства, которые всегда сопряжены с определенными ограничениями прав и свобод граждан, как подвергающихся уголовному преследованию, так и участвующих в качестве иных участников уголовного судопроизводства.
    Незаконное и необоснованное проведение следственных действий крайне негативно отражается на интересах правосудия, так как ведет к недопустимости доказательств. Государство также несет негативные последствия в виде необходимости реабилитации граждан, подвергнутых незаконному и необоснованному уголовному преследованию.
    Принятие решения о производстве следственных действий, основанное на четком понимании и правильной оценке фактических и правовых оснований, сводит к минимуму вероятность производства незаконных действий со стороны управомоченных на это лиц и соответственно в большей степени защищает права и свободы граждан.

    The article covers criminal proceedings issues which have always been fraught with definite restrictions of rights and freedoms of citizens both facing criminal prosecution or other participants in criminal proceedings. Illegal or groundless conducting investigative actions has negative aftereffects dealing with the need for the follow up rehabilitation of citizens, who have illegally been criminally prosecuted.
    Making decision in favour of conducting investigative actions on the basis of clear understanding and correct assessing factual and legal grounds minimizes the possibility of conducting illegal actions by authorized bodies and provides a better defending of the rights and freedoms of citizens respectively.

    Обзор статьи

    Уголовное судопроизводство всегда сопряжено с определенными ограничениями прав и свобод граждан, как непосредственно подвергающихся уголовному преследованию, так и участвующих в качестве иных участников уголовного судопроизводства. Даже вызов на допрос в качестве свидетеля фактически является определенным принуждением, так как в повестке указывается и статут лица, вызываемого на допрос, и последствия неявки. В таких условиях «вовлекаемые в орбиту уголовного процесса граждане вынуждены подчиняться обязательным требованиям, исходящим от органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу и применяющих закон. Отказ выполнить процессуальную обязанность, подчиниться требованиям названных органов и должностных лиц преодолевается с помощью принуждения, виды и квоты которого предусмотрены законом» [3. С. 41]. Такие ограничения необходимы и при производстве следственных действий.
    Правовые и фактические основы являются гарантией законности производства следственных действий и защитой от произвольного ограничения прав и свобод граждан.
    Конечно же, незаконное и необоснованное проведение следственных действий крайне негативно отражается на интересах правосудия, так как ведет к недопустимости доказательств. Государство также несет негативные последствия в виде необходимости реабилитации граждан, подвергнутых незаконному и необоснованному уголовному преследованию (ст. 133 УПК РФ) [1].
    Что же можно считать основаниями проведения следственных действий? Во-первых, это законность производства следственных действий, которая состоит из нескольких составляющих, определенных законом, именно она и определяет правовые основания производства. Во-вторых, это наличие достоверных сведений, позволяющих проводить конкретное следственное действие с целью получения доказательств, это можно считать фактическими основаниями.
    Рассматривая правовые основания производства следственных действий, прежде всего следует отметить такой вид правового основания, как наличие полномочий на производство следственных действий у соответствующего должностного лица. Следственные действия может проводить только то должностное лицо, на которое такая обязанность возложена законом.
    Часть 1 ст. 86 УПК РФ четко определяет перечень лиц, наделенных полномочиями по собиранию доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий – это дознаватель, следователь, прокурор и суд [1].
    Достаточно странным видится присутствие в этом перечне прокурора, после изменения его процессуального положения в уголовном судопроизводстве. Он вправе истребовать и предоставлять в суд документы, но это касается именно производства «иных процессуальных действий», а в производстве следственных действий он участия не принимает. В данном перечне нет руководителя следственного органа, хотя он вправе в соответствии со ст. 39 УПК РФ возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести по нему предварительное следствие в полном объеме. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме в соответствии со ст. 40.1 УПК РФ. В соответствии со ст. 40.2 [1] начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения. Однако эти участники в вышеуказанный перечень лиц, наделенных полномочиями по собиранию доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, не вошли.
    Еще одним элементом правового основания производства следственных действий является наличие соответствующего процессуального документа – постановления, в котором содержится решение о производстве соответствующего следственного действия и протокол, где отражается содержание и результаты следственного действия. Это положение видится очень важным, поскольку для проведения ряда следственных действий требуется также наличие судебного решения.
    Содержание постановления имеет исключительное значение, так как в нем отражаются сведения, позволяющие судить о законности и обоснованности производства следственного действия.
    В ч. 4 ст. 7 УПК РФ определено, что постановления следователя, помимо законности и обоснованности, должны быть еще и мотивированными [1]. Требование о вынесении мотивированного постановления закреплено также в общих правилах производства следственных действий (ст. 164 УПК РФ) и в порядке назначения судебной экспертизы (ст. 195 УПК РФ).

    Список использованной литературы

    1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. 24 декабря. № 52. Часть I. Ст. 4921 (в ред. от 30 декабря 2015 г. № 440-ФЗ).
    2. Бозиев Т.О. Пресечение преступлений в кредитно-банковской сфере // Журнал правовых и экономических исследований. 2007. № 1. С. 68–70.
    3. Демидов И.Ф. Проблемы прав человека в Российском уголовном процессе. (Концептуальные положения). М., 1995.
    4. Дорохов В.Я. Общее понятие доказательства в советском уголовном процессе // Советский уголовный процесс. М., 1981.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2