ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методические аспекты эффективного проектирования современной системы кластеров в сфере детско-юношеского туризма Северо-Западного федерального округа

METHODOLOGICAL ASPECTS OF EFFICIENT DESIGN OF CONTEMPORARY SYSTEM OF CLUSTERS IN THE FIELD OF JUNIOR TOURISM IN THE NORTH WESTERN FEDERAL DISTRICT



С.Ю. Гришин
В.А. Ткачев
S.Y. Grishin
V.A. Tkachev
kafedra.me@mail.ru
dekanat205@yandex.ru
проректор по социальной и воспитательной работе, зав. кафедрой предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
доцент кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
A Vice-Rector on Social and Educational Work, the Head of the Department of Entrepreneurship in Tourism, Saint-Petersburg State University of Economics
an Associate Professor at the Department of Entrepreneurship in Tourism, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • детско-юношеский туризм
  • туристский продукт
  • мотивация потребителя туристских услуг
  • специальные виды туризма
  • государственное регулирование туристской индустрии
  • Keywords:

  • junior tourism
  • tourism product
  • tourist service consumer motivation
  • special types of tourism
  • public regulation of tourist businesses
  • Актуальность исследования обосновывается необходимостью формирования и развития системы кластеров детско-юношеского туризма (ДЮТ) в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) с учетом использования научно-образовательного потенциала учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, находящихся на его территории.
    В статье рассмотрены основные методологические подходы к формированию научно-исследовательского потенциала эффективной системы кластеров детско-юношеского туризма в СЗФО. Предложена методика выбора базового регионального вуза СЗФО для осуществления туристско-рекреационного проектирования и обеспечения научно-методической поддержки функционирования системы кластеров ДЮТ.
    В ходе исследования авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, системный подход, методы математико-статистического моделирования на основе применения метода взвешивания, который помогает дать количественную оценку решения о выборе базисного регионального вуза системы кластеров детско-юношеского туризма СЗФО, систематизируя факторы, влияющие на процесс принятия решения, с оценкой их веса.
    Авторами на основе анализа наиболее значимых результатов мониторинга эффективности высших учебных заведений, ежегодно проводимого Министерством образования и науки РФ, в соответствии с заявленной и представленной в статье методикой, удалось доказать приоритетные права Санкт-Петербургского государственного экономического университета как потенциального базисного регионального вуза системы кластеров детско-юношеского туризма СЗФО.

    The relevance of the research is substantiated by the need for creating and developing a system of clusters with regard to junior tourism in the North Western Federal District (NWFD) given harnessing scientific and educational potential of higher and secondary professional education establishments located in its territory.
    The article considers key methodological approaches to formation of research and development potential of NWFD junior tourism clusters system. The author proposes methodology of selecting a basic NWFD regional training institution to ensure tourism and recreation designing and to promote a scientific and methodological support of junior tourism clusters.
    The research is based on harnessing such methods as comparative analysis, systems approach, methods of mathematical and statistical modeling on he basis of weighing method which makes it possible to quantify the selection of the regional basic higher education school within a system of junior tourism clusters by systematizing factors having impact on decision making process and assessment of their meaningfulness.
    Based on the analysis of the most relevant results of monitoring performance efficiency with regard to higher education schools carried out annually by Russian Ministry of Education and Science and according to the methodology introduced in the article the authors manage to prove priority rights of Saint-Petersburg State University of Economics considered to be the potential regional basic higher education school within a system of clusters of junior tourism in NWFD.

    Обзор статьи

    Оптимальное и научно-методологически обоснованное проектирование создания кластерных структур в сфере туризма является необходимым элементом устойчивого развития всего туристского рынка конкретной дестинации или региона. В случае нарушения технологических основ данного процесса возможен ряд негативных последствий как для участников и организаторов кластера, так и конечного потребителя [4]. Особо актуальна данная проблематика в сфере детско-юношеского туризма (ДЮТ), что обусловлено его социальной и общественной значимостью.
    В рамках проектирования системы кластеров в сфере детско-юношеского туризма необходимо выделить ряд количественных аспектов, к числу которых следует отнести:
    ● территориальные особенности размещения и границы системы туристских кластеров ДЮТ;
    ● виды создаваемых туристских кластеров ДЮТ;
    ● базисные направления деятельности системы туристских кластеров ДЮТ;
    ● выбор и определение центров ответственности в рамках конкретной системы кластеров ДЮТ;
    ● оптимальное количество туристских кластеров ДЮТ в условиях обозначенной территории.
    Рассмотрим каждый из заявленных количественных критериев проектирования системы туристских кластеров в сфере ДЮТ, на конкретном примере.
    В качестве территории, в рамках которой планируется создание и развитие системы кластеров ДЮТ, следует признать Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) как единое туристско-рекреационное пространство для внедрения новых форм организации отдыха российских детей и молодежи. В качестве ограничения действия системы туристских кластеров ДЮТ следует признать соответствующие территориально-административные границы регионов, входящих в СЗФО.
    Система кластерных образований в сфере детско-юношеского туризма в условиях СЗФО должна включать в себя следующие основные виды:
    ● научно-образовательные кластеры;
    ● спортивно-оздоровительные кластеры;
    ● военно-патриотические кластеры.
    Каждый из вышеперечисленных видов кластеров решает задачи и осуществляет функции в соответствии с предложенными ранее универсальными аспектами авторского видения кластерной структуры в сфере детско-юношеского туризма [3].
    Вместе с тем первостепенное значение для системы туристских кластеров в сфере ДЮТ будет играть научно-образовательный кластер, главной целью которого является оптимальное обеспечение технологического процесса ведения деятельности по организации досуга и отдыха детей и молодежи в рамках туристско-рекреационного проектирования. Не вызывает сомнений, что ядром данного кластера будет являться учреждение высшего образования, способное обеспечить научно-методологическое и учебное сопровождение процесса оказания туристских услуг для данной категории граждан [5].
    Основные направления проектной деятельности представлены в таблице с указанием разработчиков и исполнителей данных инициатив из числа участников кластерного процесса в условиях СЗФО.
    Как можно заметить, авторы предлагают рассматривать два базисных направления проектной деятельности: научно-методологическое и учебно-образовательное, как основу для функционирования всей системы туристских кластеров ДЮТ. Данный факт обусловлен тем, что создание научно-методологической базы является безусловным для достижения критических значений показателей оптимальной модели функционирования системы туристских кластеров ДЮТ [1].
    Отдельное внимание следует уделить участникам проектируемой системы туристского кластера, в числе которых можно отметить два рода субъектов: центры ответственности и центры исполнения. Первые непосредственно берут на себя ответственность по осуществлению комплекса мероприятий по туристско-рекреационному проектированию, вторые же участвуют в реализации проектных решений [6].

    Список использованной литературы

    1. Горелов Н.А., Максимцев И.А., Моисеенко С.С. [и др.]. Управление человеческими ресурсами. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2014.
    2. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2015 года // Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования: [сайт]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring (дата обращения: 18.01.2016).
    3. Карпова Г.А., Сущинский Ф.В. Приоритетные направления научных исследований в сфере туризма // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013. № 3. С. 50–52.
    4. Недосвитий Н.В. Повышение эффективности развития туристской индустрии на основе инновационных подходов к формированию кластерной структуры в регионе // Вестник Томского государственного университета. Серия «Экономика». 2012. № 4 (20). С. 105–112.
    5. Петрова О.Н., Клевченков М.Г. Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13. С. 45–51.
    6. Сигова М.В. Формирование коммуникационно-трансферных технологий разработки критериев оценки качества в сфере профессионального образования // Ученые записки Международного Банковского Института. 2015. № 1 (11).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2