ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с киберпреследованием женщин

INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN COMBATING WOMEN CYBER STALKING



Е.М. Никитина
E.M. Nikitina
yelena.m.nikitina@gmail.com
аспирант кафедры международного права ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов (РУДН)»
a PhD student at the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • насилие в отношении женщин
  • права человека
  • дискриминация
  • информационные технологии
  • киберпреследование
  • киберзапугивание
  • киберсталкинг
  • кибербезопасность
  • гендерные стереотипы
  • Keywords:

  • violence against women
  • human rights
  • discrimination
  • information technologies
  • cyber bullying
  • cyber stalking
  • cyber harassment
  • cyber security
  • gender stereotypes
  • В статье исследуется проблема, связанная с одной из новых форм насилия над женщинами – киберпреследованием. Рассматриваются процессы международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с этим явлением. Дается авторское определение понятия «киберпреследование» и описываются примеры его проявления. Анализируется проблема обеспечения кибербезопасности в национальном законодательстве ряда государств, в том числе Российской Федерации.
    Статья состоит из введения, аналитической части и заключения. В работе использован метод сравнительно-правового анализа, описательный метод.
    Данная статья позволяет сделать вывод, что в последние годы формы насилия над женщинами изменяются, оставаясь по-прежнему формами гендерной дискриминации женщин. Информационным формам преследования необходимо уделить внимание не только на национальном уровне, но и на уровне международного сообщества.
    Автор обобщил имеющийся материал по гендерному насилию по отношению к женщинам и способам борьбы с ним. В статье описаны новые формы преследования, появившиеся в сети Интернет и сделаны выводы о необходимости совместных усилий всех государств в борьбе с этим негативным явлением.

    The article deals with one of the new forms of violence against women – cyberstalking. The author examines the processes of international legal cooperation in combating this phenomenon with the author’s definition of the idea of cyberstalking being provided and examples of its use being described. The problem of ensuring cyber security in a number of countries national legislation including the Russian Federation is analyzed in the paper.
    The given work consists of the introduction, the analytical part and the conclusion wherein such methods as comparative legal analysis and descriptive method are used.
    It might be referred from the article that in recent years, the forms of violence against women vary but they still remain to be the forms of gender discrimination. Thereupon thorough attention should be paid to informational forms of harassment not only at the national level but also at the level of international community.
    The author summarized existing materials on gender-based violence against women and ways to combat it. The paper describes the new forms of stalking in the Internet and draws the conclusion on the necessity of joint efforts by all states to combat this scourge.

    Обзор статьи

    В XXI веке женщины во всех странах мира по-прежнему становятся жертвами физического и психологического насилия, сталкиваются с сексуальными домогательством и преследованиями различного рода. В марте 2007 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун признал, что: «Насилие в отношении женщин и девочек продолжает оставаться нерешенной проблемой на каждом континенте, в каждой стране и культурной среде. Оно имеет тяжелейшие последствия для жизни женщин, их семей и общества в целом. В большинстве обществ такое насилие запрещено – однако реальность слишком часто такова, что это явление нередко скрывается, либо с ним негласно мирятся» [6].
    В исследовании Агентства по фундаментальным правам Европейского Союза (АОП), проведенном в марте 2014 года указывается, что «в 28 странах-членах ЕС 18% женщин сталкивались с преследованиями, начиная с 15-летного возраста, и 5% женщин сталкивались с этим в предшествующие опросу 12 месяцев. Это означает, что за последние 12 месяцев примерно 9 миллионов женщин в 28 странах ЕС сталкивались с преследованиями» [22].
    На протяжении многих лет велась борьба за то, чтобы насилие в отношении женщин признавалось грубым нарушением прав человека международным сообществом, а не рассматривалось как вопрос, относящийся к исключительной компетенции государства [7].
    В 1992 году Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин заявил в своей Общей рекомендации № 19, что «дискриминация охватывает насилие в отношении женщин, т.е. насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она – женщина, или насилие, которое оказывает на женщин несоразмерное воздействие» [5]. Такое насилие в значительной степени препятствует возможности женщин пользоваться правами и свободами наравне с мужчинами. (Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу в отношении России в 1981 году в период СССР; после распада СССР Россия стала его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 года.)
    Согласно Декларации об искоренении насилия в отношении женщин 1993 года насилие в отношении женщин определяется как «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни» [3].
    В том же году Венской декларацией и Программой действий [2] признано, что искоренение насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни является обязательством государств в области прав человека.
    В 1994 году Комиссия ООН по правам человека (Комиссия ООН по правам человека была упразднена 16 июня 2006 года в соответствии с решением, принятым на 62-й сессии ЭКОСОС, и в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи A/RES/60/251, учредившей Совет по правам человека) впервые осудила гендерное насилие и назначила Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях. Всемирная конференция ООН по положению женщин 1995 г., которая прошла в Пекине, вновь подтвердила выводы конференции в Вене, назвав насилие в отношении женщин одной из важнейших проблемных сфер [13].
    Работа по координации усилий государств в области борьбы с насилием над женщинами ведется как на универсальном, так и на региональном уровнях.
    Так, 7 апреля 2011 года Комитет министров Совета Европы открыл для подписания Конвенцию по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (Конвенция была открыта для подписания в Стамбуле 11 мая 2011 г. (СДСЕ № 210) – первый в международном праве юридически обязывающий документ, определяющий общие правовые рамки для предотвращения насилия и защиты жертв насилия. Российская Федерация пока не ратифицировала эту Конвенцию, хотя проблема насилия в отношении женщин является одной из наиболее острых проблем. Так, по данным исследования, проведенного в 2003 году сотрудниками МГУ им. Ломоносова, «почти 80% опрошенных женщин столкнулись хотя бы с одним из проявлений психологического насилия со стороны мужа» [8]. При этом государство не может предотвратить насилие в отношении женщин, так как не имеет права вмешиваться в частную жизнь до совершения насилия. В 2013 году комиссия Общественной палаты по безопасности выступила с предложением разработать и принять федеральный закон «О предупреждении и профилактике насилия в семье», но таковой до сих пор не принят. (В настоящее время законопроект внесен в Государственную Думу Российской Федерации.)
    1 августа 2014 года вступила в силу Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция) [4], в которой говорится о таких формах гендерного насилия, как преследование, сексуальное домогательство, сексуальное насилие и др.
    Со второй половины XX века по настоящее время происходит бурное развитие новых информационных технологий. Однако этот процесс имеет не только положительные, но и отрицательные последствия, в том числе для защиты женщин от насилия. К числу негативных последствий относится диверсификация форм насилия над женщинами: женщины всё чаще сталкиваются с сексуальными домогательствами и сексуальной эксплуатацией, а также психологическим насилием в форме киберпреследования, киберзапугивания и киберсталкинга.
    Киберпреследование определяется как «вид систематического преследования с использованием вычислительной техники, сочетающийся с явно выраженными или подразумеваемыми угрозами, вызывающими у жертвы чувство опасности» [15. С. 44] и включает в себя ложные обвинения, клевету, навет, а также мониторинг, кражу личных данных, угрозы, вандализм, предложения секса, сбор информации, которая может быть использована для последующих угроз и преследования.
    Киберпреследование может проходить в реальном времени или в автономном режиме преследования. Главная цель такого поведения: желание контролировать, запугать или воздействовать на жертву. В 86% случаев такому преследованию подвергаются женщины.

    Список использованной литературы

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г., с изм. от 16.07.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Венская декларация и Программа действий // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml (дата обращения: 14.12.2015).
    3. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/violence.shtml (дата обращения: 14.12.2015).
    4. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Стамбул, 11.05.2011 г. Серия договоров Совета Европы. № 210. URL: https://rm.coe.int/.../DisplayDCTMContent&documented... (дата обращения: 14.12.2015).
    5. Общая рекомендация № 19: Насилие в отношении женщин. HRI/GEN/1/Rev.4 // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw_handbook/cedaw_rec19.pdf/ (дата обращения: 14.12.2015).
    6. Послание по случаю Международного женского дня Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна 8 марта 2007 года // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/sg/messages/2007/womensday.shtml (дата обращения: 14.12.2015).
    7. Алисиевич Е.С. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве. М.: Изд-во РУДН, 2012. 330 с.
    8. Домашнее насилие в России и в мире: статистика и решение проблемы. 08.07.2014 г. // Сетевое издание «РИАновости». URL: http://ria.ru/trend/domestic_violence_06022013/ (дата обращения: 14.12.2015).
    9. Информационно-коммуникативные технологии // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/development/ict/ (дата обращения: 14.12.2015).
    10. Меры по борьбе против преступлений, связанных с использованием компьютеров: семинар-практикум // Материалы Одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Л/ТО№.203/14. Бангкок, 2005. С. 25.
    11. Молд И. Киберсталкинг и его последствия. 21.05.2015 // Блог сайта «Осторожно, мошенники». URL: http://mosheniki.ru/blog/43546468605/Kiberstalking-i-ego-posledstviya (дата обращения: 14.12.2015).
    12. Мужчина следил за жизнью женщин через веб-камеры 18 месяцев // Сетевое издание «РИАновости». 31 мая 2014 г. URL: http://wap.ria.ru/world/20140531/1010155533.html (дата обращения: 14.12.2015).
    13. Насилие в отношении женщин. Права человека. Женщины // Управление Верховного Комиссара ООН. Секция по правам женщин и гендерным вопросам. URL: http://www.ohchr.org/RU/Issues/Women/WRGS/Pages/VAW.aspx (дата обращения: 14.12.2015).
    14. Новый американский закон запрещает «анонимное досаждение» через Интернет // Интернет-газета «Лента.Ру». 12 ноября 2015. URL: http://lenta.ru/news/2006/01/09/stalking/ (дата обращения: 14.12.2015).
    15. Осипенко А.Л. Общественно опасная информация в сети Интернет: криминологическая оценка и проблемы организации противодействия // Современное право. 2007. № 12. С. 44–48.
    16. Силовики и интернет-сообщество обсудили проблемы правонарушений в сети // Клерк.ру: [сайт]. URL: http://www.klerk.ru/soft/news/232160/ (дата обращения: 14.12.2015).
    17. Сотрудника Госдепа обвинили в киберпреследовании молодых американок // Meta.kz: [сайт]. URL: http://meta.kz/novosti/world/979752-sotrudnika-gosdepa-obvinili-vnbspkiberpresledovanii-molodyh-merikanok.html (дата обращения: 14.12.2015).
    18. Сухарчук Д. Онлайн-сталкинг: Виртуальное насилие с реальными последствиями. Приемы и цели преследователей, реакция общества и правовые нормы в России и в мире // Wonderzine: [сайт]. URL: http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/216077-stalking (дата обращения: 14.12.2015).
    19. Violence Against Women and Department of Justice Reauthorization Act of 2015. H.R. 3402 // U.S. Government publishing Office (GPO): [сайт]. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/BILLS.../pdf/BILLS-109hr3402enr.pdf (дата обращения: 14.12.2015).
    20. Всемирный саммит по информационному обществу. URL: www.fap.ru/library/book193.pdf
    21. Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/21075/
    22. Уполномоченный по правам человека в Калининградской области: [сайт]. URL: http://ombudsman39.ru/news/1-avgusta-vstupil-v-silu-pervy-mezhdunarodny-dokument-po-borybe-s-nasiliem-nad-zhenshinami-konventsiya-soveta-evrop-o-predotvrashenii-nasiliya-v-otnoshenii-zhenshin-i-domashnego-nasiliya-i-borybe-s (дата обращения: 14.12.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2