ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О роли уголовной репрессии в предупреждении преступлений террористического характера

THE ROLE OF CRIMINAL REPRESSION IN PREVENTION OF TERRORIST NATURE CRIMES



П.В. Жестеров
P.V. Zhesterov
zhesterov@mail.ru
докторант Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук
a doctoral candidate at All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PHD in Law
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • уголовная репрессия
  • терроризм
  • преступления террористического характера
  • принцип экономии уголовной репрессии
  • террористический акт
  • финансирование терроризма
  • предупреждение террористических преступлений
  • Keywords:

  • criminal repression
  • terrorism
  • terrorist crimes
  • the principle of economy of criminal repression
  • a terrorist act
  • financing of terrorism
  • preventing terrorist crimes
  • Статья посвящена актуальной в настоящее время теме предупреждения и правового противодействия терроризму. Анализируется дискурс в научной литературе о противодействии терроризму. Автор исследует проблему понимания терроризма как глобальную и изучает перспективы развития антитеррористических мер в контексте усиления уголовно-правовых средств. Результаты исследования автора подтверждают приоритетное значение уголовной репрессии в предупреждении преступлений террористического характера.

    The article deals with both prevention of and legal counteraction against terrorism which has been very much a current challenge nowadays. It analyzes the academic discourse with regard to counteraction against terrorism which has taken place in the academic literature. The author examines the problem of interpretation of terrorism as a phenomenon of a global challenge and studies prospects of the development of counter terrorism measures in the context of strengthening criminal and administrative measures. The results of comparative research have corroborated a priority of criminal repression in preventing terrorist crimes.

    Обзор статьи

    Среди вызовов и угроз, стоящих перед мировым сообществом во втором десятилетии XXI века, особое место занимают преступления террористического характера, которые отличает максимальный уровень общественной опасности. Сегодня, по справедливому замечанию Д.С. Трофимова, «происхождение преступников, место и цели их деятельности не ограничиваются одним государством, регионом и даже континентом» [12. С. 4]. Это подтверждают и беспрецедентные террористические атаки на российский самолет с туристами в Египте, отель в Мали, концертный зал, стадион и кафе во Франции, произошедшие в короткий промежуток времени с октября по ноябрь 2015 года. К сожалению, несмотря на географическое удаление мест терактов среди пострадавших оказались россияне.
    Президент России В.В. Путин 28 сентября 2015 года на заседании Организации Объединённых Наций по случаю 70-летнего юбилея организации отдельно остановился на вопросах борьбы с терроризмом. В частности, он отметил: «Россия всегда твёрдо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах» [13].
    Адекватной реакцией руководства любой страны, на граждан которой столь остро направлена террористическая угроза, безусловно становится пересмотр антитеррористических мер в сторону их усиления. В настоящее время во многих европейских государствах, как и в нашей стране, ведется активный поиск оптимальной модели противодействия террористическим угрозам. Одним из важнейших аспектов антитеррористической стратегии, по справедливому мнению ученых, остаются «совершенствование международного сотрудничества и наработка правоприменительной практики в сфере перекрытия мировых и внутригосударственных финансовых потоков, направляемых в поддержку террористических организаций» [5. С. 119].
    Другой немаловажный аспект обсуждаемой проблемы – совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, отечественный законодатель расширил сферу правового регулирования противодействия терроризму, включив в нее не только уголовно-правовые вопросы, но и целый ряд других (режим контртеррористической операции, преступления террористического характера, террористическая деятельность и др.), ранее не подвергавшихся правовому регулированию [3. С. 6].
    В научной литературе обращается внимание на тенденцию «последовательного перехода к несиловым методам в борьбе с терроризмом», упоминаемую чаще всего в контексте основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма, к которым относятся: политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму); социально-экономические (оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения); правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.); информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого непринятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму); культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога); организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты и др.) [8. С. 89].
    Раскрывает содержание «несиловых» методов противодействия терроризму и А.К. Сафонов, относя к ним: блокирование банковских счетов террористических организаций; контроль за оборотом крупных денежных средств; контроль за деятельностью некоммерческих организаций и различных фондов; организацию и проведение оперативных и агентурных мероприятий; построение эффективной системы защиты важных объектов государства [11. С. 106].
    В то же время, несмотря на стремление цивилизованных государств выработать и применить антитеррористические меры «несилового» характера, можно с уверенностью утверждать, что главенствующую роль продолжают играть уголовно-правовые меры.
    Исследуя понятийный аппарат, можно заключить, что для европейской уголовно-правовой доктрины характерно оперирование понятием «террористическое преступление». В свою очередь отечественные ученые чаще всего применяют термин «преступление террористического характера». При этом, как правило, данные категории в законодательстве не используются. Более того, как справедливо считает В.И. Попов, «общей его юридической формулы, которую были бы готовы признать все государства, до сих пор нет» [10. С. 348].
    Потребность в определении преступления террористического характера вытекает из усложнившегося содержания рассматриваемого общественного феномена, каким является на сегодняшний день терроризм. Как отмечается рядом ученых, еще относительно недавно в законодательстве и правовой теории терроризм понимался чаще всего как вполне определенное деяние, криминализация которого возможна в виде двух-трех составов [6. С. 271]. Следует также отметить, что имеющиеся в научных работах и законодательствах отдельных государств сотни определений терроризма не способствуют решению насущных задач, стоящих перед мировым сообществом: создать антитеррористическую коалицию и унифицировать международно-правовую базу борьбы с терроризмом и его финансированием. Даже в рамках законодательства одной нашей страны (а именно в нормах УК РФ о преступлениях террористического характера) существуют «противоречия в подходах к определению термина терроризма, к определению иных терминов, связанных с указанным явлением» [4. С. 312]. Поэтому обратимся к положениям антитеррористических документов, разработанных на уровне Европейского Союза (далее по тексту – ЕС) в целях исследования содержащихся в них юридических формул терроризма, которые могли бы получить универсальный статус и, возможно, быть учтены в процессе совершенствования российского законодательства в рассматриваемой сфере.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.
    2. Общая позиция Европейского Совета от 27.12.2001 г. о применении конкретных мер по борьбе с терроризмом (2001/931/CFSP) // Совет Европы: [сайт]. URL: http://www.coe.int/T/R/Parliamentary_assembly/[Russian_documents]/[2002]/[Jan2002]/Rek _1550.asp (дата обращения: 15.01.2016).
    3. Абдуллаев А.А. Уголовное законодательство о терроризме в России // Системные технологии. 2014. № 1 (10). С. 6–9.
    4. Аккаева Х.А. Социально-криминалистическая характеристика ксенофобии и экстремизма как взаимосвязанных явлений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 311–313.
    5. Боташева А.К. Цели и основные компоненты антитеррористической стратегии в международной политике // Наука и современность. 2014. № 32-1. С. 116–120.
    6. Додонов В.Н., Капинус О.С., Щерба С.П. Сравнительное уголовное право. Особенная часть: колл. монография / под общ. и науч. ред. докт. юрид. наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2010. 544 с.
    7. Кобец П.Н., Краснова К.А. Пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за террористический акт // Вестник Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2012. № 1 (22). С. 70–76.
    8. Муратова О.А. Россия против борьбы со злом на языке зла: опыт несилового противодействия терроризму // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 2(35). С. 87–92.
    9. Общее пространство внутренней безопасности в ЕС: политические аспекты / отв. ред. С.В. Уткин. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 146 с.
    10. Попов В.И. Преступность, угрожающая национальной безопасности России. М.: Изд-во СГУ, 2010. 452 с.
    11. Сафонов А.К. Основные методы противодействия терроризму // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 1(65). С. 102–106.
    12. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера: аналитический обзор. Саратов: ООО «Издательский центр "Наука"», 2013. 78 с.
    13. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385 (дата обращения: 15.01.2016).
    14. Council Framework Decision 2002/475/JHA of 13 June 2002 on combating terrorism // EUR-LEX: Access to European Union Law: [сайт]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32002F0475 (дата обращения: 15.01.2016).
    15. Council Framework Decision 2008/919/JHA of 28 November 2008 amending Framework Decision 2002/475/JHA on combating terrorism // EUR-LEX: Access to European Union Law: [сайт]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32008F0919 (дата обращения: 15.01.2016).
    16. The European Union Counter-Terrorism Strategy, Council of the EU 14469/4/05, 30.11.2005 // Statewatch: monitoring the State and civil liberties in Europe: [сайт]. URL: http://www.statewatch.org/news/2005/nov/eu-counter-terr-strategy-nov-05.pdf (дата обращения: 15.01.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2