ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Система НДС как социально-правовой институт переходного типа

VAT SYSTEM AS SOCIAL AND LEGAL INSTITUTION OF TRANSITION TYPE



Д.Г. Бачурин
D.G. Bachurin
01ter@mail.ru
доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук
senior lecturer, the Department of Finance, Money Circulation and Credit of Tyumen State University, PhD in Law
г. Тюмень
Tyumen

Ключевые слова:

  • налог на добавленную стоимость
  • налоговое право
  • правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости
  • налог с оборота
  • промысловый налог
  • капиталистический способ производства
  • труд
  • методология НДС
  • бюджетные расходы
  • управляющая элита
  • Keywords:

  • VAT
  • tax law
  • legal regulation of value added tax
  • turnover tax
  • trade tax
  • capitalist mode of production
  • labor
  • VAT methodology
  • budgetary spending
  • governing elites
  • Исследуются существенные качественные характеристики НДС, определяющие его принадлежность определенному социально-экономическому порядку. В связи с этим правовые основы системы НДС рассматриваются в проекциях экономически развитых экономик Северной Европы и стран с переходной экономикой.
    Выстраивание политики правового регулирования налогообложения добавленной стоимости автор предлагает осуществлять с учетом последовательного анализа реальной структуры экономики и выделения ее основных подсистем.
    Автор делает выводы о потребностях согласования системы НДС и национальных приоритетов общественного развития в связи с необходимостью ликвидации институциональной ловушки НДС.

    We research essential qualitative characteristics of VAT determining its belonging to a specific social and economic order. In this connection, the legal framework of the VAT system is considered from the point of view of the developed economies of Northern Europe and countries with transition type of economy.
    We suggest building the policy of legal regulation of value added tax taking into consideration the successive analysis of the real structure of the economy distinguishing its major subsystems.
    We come to the conclusion that the VAT system should conform to national priorities of social development in connection with the need to eliminate the VAT institutional trap.

    Обзор статьи

    В исследованиях правовой проблематики экономической направленности нельзя не отметить специфичность научного поиска, когда правила и принципы почти исключительно выводятся из результатов самой экономической практики, «представляющей собой многоплановый процесс» [6. С. 17], находящийся в непрерывном взаимодействии с социальными ценностными установками. Впоследствии такие смысловые конструкции, будучи облеченными в правовые формы, обретают необходимую юридическую силу и начинают собственное бытие в качестве регуляторов социально-экономической реальности. Нельзя не обратить внимание на то, что важнейшей особенностью экономической жизни является неочевидность тех или иных закономерностей. Критичная неочевидность возникает в переходные периоды.
    Налогово-правовые ограничения, воздействуя на субъекты материальной реальности и в таком виде вступая в множественные отношения, в итоге становятся органичной частью существующего строя. Налоговые формы, сохранившие свою эффективность, востребуются для дальнейшего применения. Прочие формы покидают юридические практики вместе со сменой общественного миропорядка.
    В периоды активных социальных перемен неизбежно набирают темпы процессы создания качественно новых институционалий (институционалии – это данности современного общества, обусловливающие, регулирующие и характеризующие уровень и качество организации социума), необходимых для поддержания старой системы. Социальные технологии, внедряемые в экстремальной ситуации распада общественных скреп, нередко утверждают и цементируют базовые платформы будущего миропорядка.
    Автор предлагает именно в этом качестве рассматривать НДС. Как по сущностным характеристикам, так и по времени появления НДС оказывается способным принять активное участие в решении задачи сохранения позднего капиталистического строя.
    1. НДС как институциональная налоговая форма нового типа. До сих пор налоговые формы выступали лишь в качестве второстепенных системных элементов, с бóльшим или меньшим успехом выполнявших фискальные функции. НДС, в силу своих особых трансформационно-распределительных свойств, впервые из налоговых конструкций выдвигается в ряд переходных институтов, обеспечивающих функции государственного регулирования экономики, социальной защиты и перераспределения доходов от капитала широким слоям населения. В качестве примера среди подобных основополагающих структур, определяющих элементы новой экономической модели, в разное время сыгравших значительную роль в укреплении существующего строя и выдвинувшихся впоследствии в качестве основ будущего порядка, можно выделить несколько таких общественных институтов (табл. 1).
    Институт налогообложения добавленной стоимости на время укрепляет существующую капиталистическую систему, которая использует НДС в развертывании бинарного механизма максимального перераспределения средств на общественно значимые нужды – социальные трансферты, образование и здравоохранение. Через национальные бюджеты перераспределяется более 40% ВВП. В государствах ЕС соотношение бюджетных расходов между современными (социальное обеспечение – более 22% ВВП, образование и здравоохранение – 12% ВВП) и традиционными (военные расходы и государственное управление – 4% ВВП) функциями достигает 10:1 [7. С. 125]. В качестве пояснения к тезису о стабилизирующем влиянии НДС на механизм капиталистического способа производства вполне уместно обращение к марксистским трактовкам прибавочной стоимости. Так, Ф. Энгельс в предисловии к третьему тому работы «Капитал. Критика политической экономии» справедливо замечает, что «общее свойство всех товаров состоит в том, что их можно продать дороже издержек производства, и если труд представляет единственное исключение из этого и постоянно продается лишь по издержкам производства, то он продается ниже той цены, которая является общим правилом в этом вульгарно-экономическом мире» [2. С. 11].
    Иными словами, труд сам выступает в двух ипостасях: в качестве основы и источника прибавочной стоимости при капиталистической модели производства и одновременно как единственный товар, в цене которого отсутствует прибавочная стоимость.

    Список использованной литературы

    1. Витте С.Ю. По поводу национализма. Национальная экономика и Фридрих Лист. СПб., 1912. 75 с.
    2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. М.: Политиздат, 1985. 441 с.
    3. Пеннингтон М. Классический либерализм и будущее социально-экономической политики. М., 2014. 452 с.
    4. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 592 с.
    5. Исполнение федерального бюджета в 2013 году // Федеральное казначейство: [сайт]. URL:http://datamarts.roskazna.ru/index.php/2013-infografika (дата обращения: 14.12.2015).
    6. Фишер О.В. Современная налоговая политика России: Приоритеты и тенденции // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. 2011. № 28. С. 17–26.
    7. Экономическая теория в XXI веке. № 5 (12): Национальная экономика и социум / под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. М.: Магистр, 2007. 640 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2