ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Влияние транзитивного характера трудовых отношений на оценку эффективности социальной инфраструктуры предприятий

INFLUENCE OF TRANSITIVE CHARACTER OF LABOUR RELATIONS ON ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF BUSINESS



О.Н. Сущенко
O.N. Sushchenko
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Management and Planning of Social and Economic Processes named after Yu. Lavrikov of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • здоровье персонала
  • социальная инфраструктура
  • социальная ответственность
  • санаторно-курортное лечение
  • социальная эффективность
  • анкетный опрос
  • персонал предприятий
  • патернализм
  • Keywords:

  • staff’s health
  • social infrastructure
  • social responsibility
  • sanatorium-and-spa treatment
  • social efficiency
  • questionnaire survey
  • staff
  • paternalism
  • На теоретическом уровне предложены различные подходы к оценке экономической эффективности содержания социальной инфраструктуры предприятий. Выделены социальные и медицинские показатели оценки состояния здоровья персонала. Предложена методика проведения социологических исследований, позволяющая проводить стоимостную оценку затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры предприятий. Приведены примеры расчета экономической эффективности медицинской и социальной составляющих услуг социальной инфраструктуры.

    We offer theoretical approaches to assessing the efficiency of social infrastructure of business. Social and medical indicators of staff’s health are revealed. A method of carrying out sociological research is suggested to assess costs of maintaining social infrastructure. Examples of calculating economic efficiency of medical and social components of social infrastructure are given.

    Обзор статьи

    В рыночных культурах с развитой страховой медициной человек, начиная работать, уделяет внимание поддержанию собственного здоровья и вкладывает значительную часть зарабатываемых средств в медицинскую страховку, так как последняя является практически единственным гарантом получения квалифицированной медицинской помощи в случае утраты трудоспособности. В культурах транзитивных (к которым относится и отечественная), осуществляющих переход от государственного патернализма с полной гарантией занятости и получения медицинской помощи, к культуре рыночного типа, в которой государство не несет абсолютно никаких обязательств перед работниками частных предприятий, а работодатель может вкладывать или не вкладывать средства в сохранение здоровья персонала, работник или не имеет возможности их вкладывать или не понимает смысла таких вложений, или живет в мире постсоветских идеологических схем, то есть считает, что государство обязано заботиться о его здоровье [4]. С другой стороны, содержание объектов социальной инфраструктуры, особенно связанных с поддержанием здоровья персонала, является чрезвычайно затратной статьёй бюджета для любого работодателя, а эффективность таких затрат не очевидна.
    Из вышеизложенного следует, что невозможно оценивать необходимость содержания предприятием современной дорогостоящей социальной инфраструктуры вне общей стратегии экономической и социальной политики, проводимой предприятием, при этом очевидно, что любая стратегия ориентирована на ту или иную систему показателей. Очевидно, что правильный выбор системы показателей эффективности функционирования самой организации и любого ее структурного подразделения является необходимым условием оценки результатов их работы.
    Основной методологической проблемой выбора показателя или набора показателей эффективности, оценивающих результаты работы организации, является разнонаправленность ее целей и, соответственно, разнонаправленность интересов субъектов оценки организации. При оценке всегда оказывается, что по одним показателям лучше сохранять имеющуюся инфраструктуру в ущерб чисто экономическим расчетам оценки ее деятельности, по другим – доходы от ее реализации на рынке могут значительно превысить потери организации на рынке труда. В любом случае принятие таких решений определяется топ-менеджментом предприятий. В связи с этим любая оценка эффективности – это оценка эффективности принимаемых управленческих решений, в основе которых лежат ценностные критерии, которые не поддаются точным расчетам и оценкам из-за многокритериальности и непрогнозируемости последствий таких решений. В нашем случае попыткой решения проблемы эффективности содержания социальной инфраструктуры может стать разработка различного рода интегральных показателей эффективности. Применительно к содержанию санаторно-курортного комплекса предприятия в качестве объекта социальной инфраструктуры такими целями могут быть:
    - повышение социальной и медицинской эффективности деятельности санаторно-курортного комплекса; данная цель стоит перед санаторно-курортным комплексом в силу его предназначения, заключающегося в сохранении и восстановлении (реабилитационная функция) здоровья персонала;
    - повышение экономической эффективности; данная цель стоит перед санаторием как самостоятельным подразделением коммерческого предприятия.
    Таким образом, в задаче оценки эффективности работы данных подразделений социальной инфраструктуры можно сформулировать два требования к показателям оценки:
    ● многокритериальность оценки, то есть учет различных сторон эффективности работы, а именно: медицинской, социальной, экономической;
    ● интегральность оценки, то есть сведение различных оценок к одному показателю, по которому топ-менеджмент может принимать взвешенные управленческие решения о сохранении, развитии или ликвидации социальной инфраструктуры.

    Список использованной литературы

    1. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. Социальное проектирование. М.: КОНСЭКО, 2006.
    2. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. М.: Инфра-М, 2007. 263 с.
    3. Либман А.М. Социальный либерализм, общественный интерес и поведенческая экономика // Общественные науки и современность. 2013. № 1. С. 27–38.
    4. Тырышкина Е.М. Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций // Молодой ученый. 2011. № 6. Т. 1. С. 173–175.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2