ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

ФГУП «Почта России» как парабанковское звено в создании консервативно-сберегательной институциональной инфраструктуры

THE FSUE “RUSSIAN POST” AS A PARABANK LINK IN THE CREATION OF THE CONSERVATIVE SAVINGS INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE



В.В. Маганов
V.V. Maganov
maganoff@yandex.ru
докторант кафедры банковского дела ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», кандидат экономических наук
doctoral student of the banking department, “Plekhanov Russian University of Economics, PhD in economics
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • почтовый банк
  • ФГУП «Почта России»
  • социально ориентированная почтово-сберегательная система
  • парабанковская система
  • Keywords:

  • postal bank
  • FSUE “Russian Post”
  • socially-oriented postal savings system
  • para-banking system
  • В представленной статье проводится анализ вариантов и возможностей реформирования почтового оператора России. Актуальность данной проблемы вызвана отсутствием в современной кредитной системе России консервативно-сберегательного института, целью которого является не коммерческая выгода, а социальная значимость и функция. Нерешительность властей в реформировании «Почты России», а также отсутствие внутренней целевой сберегательной политики являются еще одним мотивом для проведения исследований в данной области. Статья делится на три логические части: описание роли и места «Почты России» на рынке финансовых услуг, анализ попыток реформирования государством почтового оператора и заключительная часть, включающая предложения о консолидации с прогосударственными банками. С помощью метода экспертно-логического анализа в статье проводится исследование, сравнение и оценка попыток государства «реанимировать» почтовую отрасль.
    Вклад автора в развитие темы заключается в обосновании предложения о создании социально ориентированной почтово-сберегательной системы на базе «Почты России», с помощью синергии таких банковских институтов, как ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк».

    The article provides analysis of options and opportunities for reforming the Russian postal operator. The relevance of this topic is caused by the lack of a conservative savings institution in the current Russian credit system, aimed at social importance and function rather that to gain commercial profit. Due to indecisiveness of authorities in terms of reforming the “Russian Post” and as a result of the want for internal savings policy this issue becomes quite an urgent. The article is divided into three logical parts: the description of the role and the place of “Russian Post” in the financial services market, the analysis of attempts by the State to reform the postal operator and the final part which includes proposals concerning consolidation with pro-government banks. On the basis of the method of expert-logical analysis the author makes research, comparison and evaluation of the attempt by the State to revitalize the postal industry.
    The author has contributed to the research by substantiation of the proposal to create a socially oriented postal and savings system on the base of “Russian Post” by means of synergy between such banking institutions as OAO “Sberbank Rossii” and OAO “Rosselkhozbank”.

    Обзор статьи

    В связи с активной фазой вступления России в глобальную гонку – членство во Всемирной торговой организации (ВТО), переговоры с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), создание Международного финансового центра (МФЦ) – банковской системе России тоже требуется серьёзное реформирование. Социально важные и необходимые активы следует сконцентрировать в едином кредитном институте, а все остальные активы подлежат продаже посредством открытого конкурса-аукциона. Пока масштабный государственный проект под названием «Почтовый банк», направленный на то, чтобы охватить банковскими услугами как можно более широкий круг населения, путем реорганизации «Почты России», забуксовал, едва начавшись.
    В то же время «Почта России» может уже сейчас оказывать определенные финансовые услуги самостоятельно, однако, чтобы в почтовых отделениях клиент имел возможность получить, например, денежные средства по банковским картам, сделать банковский вклад, а также имел доступ к системе кредитования, требуется активное партнерство почтовой службы и банков [7].
    Тенденция финансовой сферы последних сорока лет – это перманентный процесс стирания барьеров между классическими коммерческими банками и институтами парабанковской системы. Парабанки всё активнее играют на «рынке» классических банковских услуг, так что порой обывателю всё сложнее понять, с какого рода финансовым институтом он сейчас имеет дело, какие риски он несёт и так ли уж выгодно рекламное предложение финансового учреждения.
    Федеральное государственное унитарное предприятие – ФГУП «Почта России» учреждено Распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года № 1227-р. 13 февраля 2003 года была осуществлена государственная регистрация предприятия и был принят Устав «Почты России».
    На основе многочисленных разрозненных почтовых подразделений был создан единый почтовый оператор, получивший наименование – ФГУП «Почта России». На «Почте России» в ускоренном порядке стали проводить преобразования, которые коснулись систем управления региональными подразделениями, были внедрены единые принципы бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.
    На сегодня федеральный почтовый оператор имеет 86 филиалов по всей территории России, более 42 000 точек продажи почтовых и других сопутствующих услуг, в том числе и в финансовой сфере. Следует отметить ещё одну важную социальную миссию: почтовый оператор является системообразующим работодателем в регионах Российской Федерации, в его структурных подразделениях работает почти 380000 сотрудников. Ежегодно почтовый оператор принимает, анализирует, обрабатывает и доставляет более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и 113 млн. ед. денежных переводов различной степени срочности.
    В современных условиях рыночной конкуренции почтовый оператор предлагает клиентам свыше 80 видов различных услуг, где основными являются почтовые, финансовые, инфокоммуникационные. Также традиционно посредством почтового оператора осуществляется доставка социально значимых денежных потоков до населения – пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий на регулярной основе. В самих структурных подразделениях «Почты России» можно уже свободно осуществлять такие финансовые операции, как коммунальные платежи, получение или погашение банковского кредита, обналичивание денежных средств с пластиковой карты, оформление страховки, приобретение лотерейных билетов. Также существует возможность получить и другого рода сопутствующие услуги: можно, например, купить железнодорожные, авиа- и даже театральные билеты, а также некоторые товары народного потребления. Кроме перечисленного активно развиваются информационно-коммуникационные услуги, в структурных подразделениях почтового оператора можно получить доступ в Интернет, работать с электронной почтой, распечатать необходимые документы. ФГУП «Почта России» помимо оказания традиционных услуг физическим лицам активно работает и на рынке услуг юридических лиц. В результате проведенных за эти годы структурных изменений предприятие почтовой связи оптимизировало работу своей широкой сети, начало модернизацию логистических, технических и технологических схем внутриструктурной работы, что в результате привело к организации новых магистральных автомобильных и железнодорожных маршрутов доставки почтовой корреспонденции, активному обновлению автопарка и подвижного железнодорожного парка вагонов. Сегодня «Почта России» активно реализует проект создания сети автоматизированных сортировочных мегацентров [1].
    Однако уникальность почтового оператора заключается в том, что его сеть находится в самых удалённых уголках Российской Федерации, именно сетевое покрытие даёт те неоценимые конкурентные и социальные преимущества, которые необходимо реализовать. А так как почтовая служба достаточно затратное дело, то выходом из сложившейся ситуации видится активное внедрение финансовых услуг и синхронизация деятельности почтового оператора с банковской системой. Например, в регионах до сих пор можно увидеть расположенные рядом структурные подразделения «Почты России» и ОАО «Сбербанк России», что говорит об их социальной значимости и практически «родственных» задачах в масштабе страны.
    Государство в лице различных органов власти неоднократно подходило к вопросу реформирования «Почты России», пыталось создать на её базе мощный финансовый институт, способный решать масштабные социальные задачи на территории Российской Федерации. Однако концепции сменяли друг друга, но так и остались концепциями, варианты были следующими: создание кредитного института на базе санируемого в 2008–2009 годах «Внешэкономбанком» ОАО АКБ «Связь-Банк»; вторая попытка – объявление открытого тендера среди кредитных организаций на участие в уставном капитале нового «Почтобанка» в 2009–2011 годах; третья попытка – объявление уже самой ФГУП «Почта России» тендера через открытую оферту (размещение информации на сайте – russianpost.ru) на приобретение кредитного учреждения с лицензией для работы с физическими лицами в начале 2014 года.

    Список использованной литературы

    1. Еще один монополист – «Почта России» – будет реформирован // Финнам. 2006. 17 ноября.
    2. Как реформировали российскую почту // Коммерсант. 2012. 25 апреля.
    3. Первый этап создания Почтового банка обойдется в миллиард долларов // РИА Новости. 2009. 29 декабря.
    4. «Почта России» готовится к покупке банка // ИТАР ТАСС. 2014. 15 февраля.
    5. «Почту России» отправляют на акционирование // Коммерсант. 2010. 13 июля.
    6. «Почта России» получила более 10 предложений о покупке банков // Интерфакс. 2014. 13 мая.
    7. «Почта России» станет банком // РБК. 2005. 15 августа.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2