ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Обучающиеся регионы в контексте становления культуры обучения на протяжении всей жизни

LEARNING REGIONS IN THE CONTEXT OF FORMATION OF LIFELONG LEARNING CULTURE



Н.П. Литвинова
N.P. Litvinova
ninalitvinova @ mail.ru
президент РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского Института гуманитарного образования
President of RSO (Regional Social Organisation) "House of Europe in Saint-Petersburg", Doctor of Economics, Professor at State and Municipal Management Department, Saint-Petersburg Institute of Humanitarian Education
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • обучающийся регион
  • непрерывное образование
  • образование взрослых
  • культура обучения взрослых
  • Keywords:

  • learning region
  • continuing education
  • adult education
  • adult learning culture
  • В статье рассмотрены основные тенденции в развитии образования взрослых, обоснованы дальнейшие первоочередные меры по развитию образования взрослых в контексте становления культуры обучения на протяжении всей жизни.
    Материалы, представленные в статье, отражают результаты многолетней практической деятельности автора. Автор является инициатором и научным руководителем первой в России высшей народной школы для старшего поколения с 1998 г.; научным руководителем сетевого проекта «Обучающийся регион» в России с 2001 г.; координатором международной акции «Неделя образования взрослых» в России с 1999 г.; руководителем Лаборатории проблем образования взрослых в условиях глобализации Санкт-Петербургского института гуманитарного образования с 2006 г.

    The article examines major trends in the development of adult education and substantiates further priority actions aimed at developing education for adults in the context of formation of a lifelong learning culture.
    The papers are based on the author's long standing practical activity with the relevant background. Since 1998 the author has been the initiator and a research supervisor at the first ever Russian Folk High School for Seniors. Since 2001 she has worked as a coordinator of an e-learning project "Learning region" in Russia, since 1999 the author has been coordinating the international campaign "Adult Learners' Week" in Russia and since 2006 she has been the head of the Laboratory of Challenges in adult learning in the context of globalization of St. Petersburg Institute of Humanitarian education.

    Обзор статьи

    В условиях перехода общества к экономике знаний, возрастает значение и необходимость обучения человека на протяжении всей активной жизни. Под влиянием существенных изменений, связанных с демографией, глобализацией, внедрением новых информационных технологий, инновационных экономических структур, реорганизацией государственного сектора обслуживания и обеспечения населения, меняются требования, предъявляемые к самому учебному процессу.
    Главным вызовом современности становится новая культура учебы, основанная на интерактивности, индивидуальных решениях, выявлении передовых знаний, обучении в быту и на рабочем месте, что ведет за собой и существенные изменения в педагогической деятельности.
    Реальная жизнь современного российского общества характеризуется активными процессами развития образовательных институтов как социальных посредников, связующих мир культуры и человека, что позволяет увидеть черты становления культуры обучения на протяжении всей жизни в нашей стране.
    Особенно интенсивно создаются разнообразные формы обучения взрослых, позволяющие на практике реализовать ценности, уже культивируемые в социуме, и потребности конкретного человека в образовании на разных этапах его жизни. В то же время возникающие в процессе образования новые нормы и ценности, правила и смыслы, технологии и проекты обогащают как развивающуюся систему образования, так и культуру общества.
    Основные тенденции в развитии образования взрослых. Основные тенденции развития образования связаны с созданием условий, которые способствуют обучению и развитию человека в течение всей его жизни.
    1. Все чаще на международных конференциях, в отечественной и зарубежной специальной литературе наряду с понятием «образование взрослых» употребляются выражения «образование через всю жизнь», «образование на протяжении всей жизни», «образование длинною в жизнь». Также называются журналы, посвященные образованию взрослых. Институт ЮНЕСКО по образованию взрослых в Гамбурге переименован в Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (UNESCO Institute for Lifelong Learning).
    Очень важно, что с мировоззренческой позиции и системы ценностей нет необходимости убеждать россиян в полезности образования на протяжении всей жизни, с ранних лет каждый знает: «Век живи, век учись». Можно сказать, что «Life Long Learning» – калька с русской поговорки.
    2. Совершенствуется правовая основа развития образования взрослых. Новая редакция Закона РФ об образования допускает использование материальной базы детских учреждений для обучения взрослых.
    Вышел Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором говорится о необходимости увеличения к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов [1].
    3. В течение пятнадцати лет проводится акция «Неделя образования взрослых» в России. Инициатором международной акции выступила в 1992 г. Великобритания. Эта идея стала привлекательной для многих стран. В настоящее время такие акции проводятся более чем в 60 странах.
    Главный ее смысл – добиться признания образования взрослых как необходимого условия обучающегося общества, преодолеть ограниченное представление об образовании как посещении университетов и колледжей. Достижение этого возможно путем формирования разнообразной сети учреждений образования взрослых, а также демонстрацией связи между активностью в учебе и активным образом жизни, показом работы лучших педагогов на открытых уроках, созданием информационной структуры и помощи обучающимся, выдвижением в числе национальных приоритетов участия в обучении людей всех возрастов.
    Отличительной особенностью российской акции является ее проведение в форме Международного передвижного института повышения квалификации, что позволяет аккумулировать опыт и затем распространять инновации регионов в образовании взрослых.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/ 2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 11.09.2014)
    2. Национальный доклад Российской Федерации «Развитие и состояние дел в области образования взрослых» // Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO): [сайт]. URL: http://www. unesco.org/es/confinteavi/national-reports/ europe-and-north-america (дата обращения: 11.09.2014)
    3. Литвинова Н.П., Балажи О.П. Системы признания, сертификации, аккредитации неформального обучения, органы и процедуры для обеспечения качества // Интеграционные процессы в образовании взрослых. В 2-х т. СПб.: Политехника-сервис», 2011. Т. 1. С. 9–26.
    4. Литвинова Н.П., Кузьмич Е., Пилипенко В.И. [и др.]. Международный проект «Неделя образования взрослых» в России. СПб.: Политехника-сервис, 2014. С. 3–64.
    5. Образование в Российской Федерации – 2007: стат. ежегодник / Росстат. М., 2008.
    6. Werquin P. Lifelong Learning in Europe. 2008. № 3. Р. 146–214; 2007. Р. 458–549.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2