ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Направления модернизации здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом звене

MAJOR TRENDS OF MODERNIZATION OF HEALTHCARE SYSTEM IN OUTPATIENT POLYCLINIC SECTOR



М.К. Никитин
M.K. Nikitin
nikitinmk@gmail.com
аспирант кафедры рекреации и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student at the Department of Recreation and Tourism, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • здравоохранение
  • амбулаторно-поликлиническое звено
  • государственно-частное партнёрство
  • тенденции развития
  • конкуренция в первичном звене
  • Keywords:

  • healthcare
  • outpatient polyclinic sector
  • public private partnership
  • trends of development
  • competition in the primary care
  • Проблемы здравоохранения, в частности развития амбулаторно-поликлинического звена, во многом определяют качество жизни населения регионов, поэтому предложения по их решению являются актуальными и представляют практический интерес. В статье на основе анализа практики развития здравоохранения в Санкт-Петербурге рассматриваются особенности и специфика внедрения механизмов государственно-частного партнерства в систему амбулаторно-поликлинических услуг. Дано авторское определение понятия государственно-частного партнерства, обоснована необходимость внедрения механизмов государственно-частного партнерства в систему амбулаторно-поликлинических услуг.
    Автором обосновывается необходимость создания постоянной рабочей группы по развитию государственно-частного партнерства и конкуренции при правительстве субъекта федерации.

    The problems of healthcare and among their number-modernization of outpatient polyclinic sector, have a strong and decisive effects on the quality of life for the people in regions. Thereupon proposals aimed at solving the said problems are considered to be relevant ones and are of practical interests. Based on the analysis of healthcare development in Saint-Petersburg the article describes specifics of introducing private public partnership mechanisms into the system of outpatient polyclinic treatment. The author presents his own definition of the concept of private public partnership, substantiates the need for introduction of public private partnership mechanisms into the system of outpatient polyclinic treatment.
    The author gives proof of the need for the establishment of a Standing Working Group within the government of the constituent entity of the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Активное жилищное строительство, сопутствующее росту населения и развитию рынка недвижимости, накладывает на городскую администрацию обязательства по созданию большого количества дорогостоящих объектов социальной инфраструктуры. Ограниченность возможностей бюджета города требует поиска эффективных решений, которые позволили бы обеспечить качественной и современной медицинской помощью растущие районы.
    Нормативно-правовое поле развития здравоохранения содержит предпосылки возникновения управляемой конкуренции вследствие существенных изменений законодательной базы, осуществленных Министерством здравоохранения РФ. Впервые было гарантировано вступление частных медицинских организаций в систему ОМС в уведомительном порядке, а также закреплено право пациента на выбор участкового врача. Согласно программе «Развитие здравоохранения в Российской Федерации», частные инвестиции играют одну из ключевых ролей в будущей финансовой модели оказания бесплатной медицинской помощи.
    Таким образом, на федеральном уровне органы исполнительной и законодательной власти предлагают регионам новый, дополнительный инструмент обеспечения выполнения социальных обязательств.
    Кроме строительства новых объектов инфраструктуры перед государством стоит задача оптимизации существующей системы здравоохранения. Амбициозные задачи, которые ставит перед собой Министерство здравоохранения, невозможно выполнить без коренной модернизации не только основных фондов медицинских учреждений, но и системы мотивационных факторов – как экономических, так и сущностных. Другими словами, врачи и руководители учреждений здравоохранения должны захотеть изменить ситуацию к лучшему на своем участке и в отрасли в целом.
    Какова сегодня система стимулов для городских поликлиник? В чем заинтересован главный врач? Определим наиболее значимые его интересы:
    - обеспечить присутствие на рабочем месте врачей согласно штатному расписанию, разработанному по рекомендованным нормативам, установленным приказами Министерства здравоохранения;
    - увеличить расходы на оказание помощи и капитальные затраты, так как в таком случае увеличится и финансирование;
    - интенсифицировать предложение и спрос на платные услуги (в том числе, за счет искусственного снижения доступности бесплатных), так как это является единственным внебюджетным источником доходов для поликлиники;
    - приложить все усилия для того, чтобы количество жалоб населения было минимальным.
    Однако количество жалоб только растет. Одним из возможных решений в сложившейся ситуации является развитие внутри системы здравоохранения реальной управляемой конкуренции. Управляемой – потому что правила игры (тарифы, состав услуг) устанавливаются государством, которое превращается в таком случае из провайдера услуг в их покупателя.
    Появление частных медицинских организаций, работающих в тех же условиях и по тем же правилам, что и государственные бюджетные учреждения, неминуемо изменит всю систему. Конечно, частные организации никогда не будут способны обеспечить оказание помощи всему городу – да этого и не нужно. Если 10–15% от общего объема услуг будет закупаться государством на открытом рынке, то даже эта цифра вынудит поликлиники оптимизировать свою деятельность и – главное – улучшать качество и доступность помощи.
    Экономические мотивы частных операторов понятны – это извлечение прибыли при оказании качественной услуги. У государственных поликлиник прибыли нет, но зато есть потребность в самом дефицитном на сегодняшний день ресурсе – медицинских кадрах. Поэтому их целью в конкурентной борьбе будет создание таких экономических условий, при которых они смогут привлечь докторов. И зарплаты врачей будут расти.
    Но самое главное – конкуренция приведет к объективным и позитивным изменениям качества и сервиса, от которых выиграет в первую очередь человек – потребитель услуги. Только конкуренция может обеспечить появление «пациентоцентричной» системы здравоохранения в регионе.

    Список использованной литературы

    1. Бабко Н.В., Ореховский П.А. Реформы здравоохранения в постсоветской России: прошлое и будущее // Общество и экономика. 2005. № 6. С. 11–17.
    2. Козбаненко В.А. О развитии государственно-частного партнерства в здравоохранении Российской Федерации // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред. А.А. Зверева. М.: ООО Фирма А-ФОРТ-ЮГ: ЕБРР, 2009.
    3. Лобанов А.А. Преимущества и риски государственно-частного партнерства в медицине: возможные пути развития // Управление здравоохранением. 2010. № 1. С. 24–28.
    4. Правовые механизмы ГЧП в РФ. Презентационные материалы. 2009 // Baker&McKenzie: [сайт]. URL: http://www.bakermckenzie.com/ru-RU/Russia/ (дата обращения: 10.04.2013).
    5. Серенко А.Ф., Ермаков В.В., Петраков Б.Д. Основы организации поликлинической помощи населению. М.: Медицина, 1982.
    6. Шарафанова Е.Е., Дроздова И.В., Дыбаль М.А. Деловой туризм в регионах Российской Федерации: монография / Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. СПб., 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2