Конъюнктура рынка услуг риелторских компаний Санкт-Петербурга

REAL ESTATE SERVICES MARKET OPPORTUNITIES IN SAINT-PETERSBURG



Е.В. Попова
E.V. Popova
serana5@inbox.ru
старший преподаватель кафедры информационных систем Смольного института Российской академии образования
– an Assistant Professor at the Department of Information Systems, The Smolny Institute of the Russian Academy of Education
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • рынок риелторских услуг
  • конъюнктура рынка
  • субъектная структура рынка риелторских услуг
  • Keywords:

  • real estate services market
  • market opportunities
  • subject structure of the real estate services market
  • В статье рассмотрены современное состояние и основные направления развития рынка риелторских услуг Санкт-Петербурга. Предложено авторское определение спроса и предложения рынка риелторских услуг. Перечислены факторы, влияющие на цены риелторских услуг. Раскрыта субъектная структура рынка риелторских услуг, наглядно представлены субъекты и объекты спроса и предложения рынка риелторских услуг. Рассмотрена конъюнктура рынка риелторских услуг, которая показывает связь спроса, предложения, цены, соединение различных факторов, взаимодействие с другими рынками, а также факторы, влияющие на рынок риелторских услуг.
    Цель работы – охарактеризовать рынок риелторских услуг Санкт-Петербурга в конкретный исторический период, используя авторские определения и схему взаимодействия субъектов и объектов рынка риелторских услуг. Приведён пример характеристик субъектов спроса на рынке риелторских услуг Санкт-Петербурга, а также статистические показатели деятельности риелторских компаний. Подтверждена обоснованность негативного влияния экономического кризиса, как временного фактора, на конъюнктуру рынка риелторских услуг в настоящее время.

    The article describes the current status and the main lines of the development of real estate services in Saint-Petersburg. The author‘s own definition of supply and demand on the real estate services market has been introduced. Factors affecting prices for the real estate services have been enumerated with the subject structure of the real estate market being revealed, agents and targets of supply and demand on the market being presented. The article deals with the real estate market opportunities, which demonstrate the link between such factors as demand, supply, price, the combination of different factors as well as factors affecting the real estate market.
    The main objective of this paper is to describe the real estate market in Saint-Petersburg within a particular history period with the use of the author’s own definitions along with the scheme of interaction between agents and targets of the real estate market. Saint-Petersburg case study has been presented with regard to describing the agents of demand on the real estate market and analyzing statistical indicators of real estate companies’ activities. The author corroborates validity of negative impact as a temporary factor that economic crisis has had recently upon the real estate services market opportunities.

    Обзор статьи

    Рынок риелторских услуг города Санкт-Петербурга является одним из самых доминантных рынков России, уступая первое место рынку риелторских услуг г. Москвы. Основные функции рынка риелторских услуг заключаются в обеспечении:
    ● взаимодействия субъектов рынка риелторских услуг;
    ● достоверной информацией об объектах недвижимости;
    ● равновесных цен на риелторские услуги;
    ● передачи прав на недвижимость.
    Рынок риелторских услуг является частью рынка недвижимости и опосредованно способствует выполнению таких функций рынка недвижимости, как установление равновесных цен на недвижимость, инвестирование в недвижимость. Из всех перечисленных функций обеспечение достоверной информацией является наиболее трудноосуществимой в силу несовершенства законодательства, конфиденциальности части информации и начальной стадии проработки и внедрения электронного документооборота.
    Субъектная структура рынка риелторских услуг. На рынок риелторских услуг воздействуют экзогенные переменные: демографические, социальные, технические, технологические, экономические, политические, инфляционные, правовые, а также эндогенные: спрос, предложение, цена. В работах А.С. Мухамадиева [2], К.В. Базанова [1], Е.В. Смолянкиной [3] на рынке риелторских услуг рассматривается только спрос и предложение недвижимости. Но рынок риелторских услуг характеризуется спросом и предложением риелторских услуг, на которые в свою очередь воздействуют спрос и предложение рынка недвижимости. Автором предложены следующие определения спроса и предложения на рынке риелторских услуг. Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в конкретной риелторской услуге при данной цене. Предложение – это все платные риелторские услуги, представленные к непосредственной продаже. Субъектная структура рынка риелторских услуг представлена на рис. 1.
    Взаимодействие субъектов рынка риелторских услуг приводит к формированию кривых спроса и предложения риелторских услуг, пересечение которых продуцирует равновесные цены на услуги. Помимо цены на риелторские услуги, на спрос и предложение оказывают влияние также цены на объекты недвижимости. Рынок риелторских услуг является частью рынка недвижимости, поэтому спрос и предложение на рынке риелторских услуг зависят в то же время от спроса и предложения на рынке недвижимости. Спрос и предложение на рынке риелторских услуг подвержены воздействию следующих неценовых факторов: численность населения, его прирост, уровень доходов; объём вторичного и первичного рынка жилых и нежилых помещений; стоимость одного квадратного метра; количество квадратных метров, приходящихся на одного жителя; состояние экономики; местонахождение объекта недвижимости; развитие инфраструктуры [5]; история создания объекта недвижимости; климатические и экологические особенности местности; административно-правовые условия; информационная доступность. Цена риелторской услуги определяется конкурентным положением компании, полезным эффектом услуги и конфиденциальностью сделки. Факторы, влияющие на ценообразование услуги: лицензирование, сертификация, страхование, членские взносы при вступлении в профессиональные объединения, реклама, повышение профессионального уровня риелторов, материальная ответственность за несоблюдение договора, информационная безопасность риелторской деятельности. Сейчас цены на риелторские услуги не превышают 7% от стоимости сделки.

    Список использованной литературы

    1. Базанов К.В. Развитие городского рынка риелторских услуг: автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2004. 20 с.
    2. Мухамадиев А.С. Развитие рынка риелторских услуг в регионе // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2010. № 3 (35). С. 81–85.
    3. Смолянкина Е.В. Исследование состояния рынка риелторских услуг региона: автореф. дис. … канд. экон. наук. Шахты, 2010. 28 с.
    4. Шарафанова Е.Е., Очирова Т.Б., Белякова Н.В. Исследование влияния экономических кризисов на развитие отраслей сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2012. № 6(29). С. 165–168.
    5. Шарафанова Е.Е., Печерица Е.В., Житлов А.М. Спортивно-событийный туризм и развитие территорий: колл. монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
    6. Петростат. 2015. URL: http://petrostat.gks.ru/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2