О реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства

ON IMPLEMENTING INVESTMENT PROJECTS BASED ON PRINCIPLES OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP



В.И. Русаков
V.I. Rusakov
rusakovvitaliy@yandex.ru
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», кандидат юридических наук
senior teacher at the Department of Civil Law and Proceedings, The Bashkir Presidential Academy of Public Administration and Management of Bashkortostan, PhD in Law
г. Уфа
Ufa

Ключевые слова:

  • государственно-частное партнерство
  • общие и специальные нормы
  • принцип справедливого распределения рисков
  • свод инвестиционного законодательства Республики Башкортостан
  • Keywords:

  • state-private partnership
  • general and special norms
  • principle of fair risk sharing
  • code of investment laws of Bashkortostan
  • В статье выявлены и рассмотрены типичные ошибки при составлении соглашений о государственно-частном партнерстве. Определены неточности в имеющихся формулировках некоторых правовых актов, регулирующих отношения между государством и предпринимательством. Предложена концентрация регионального инвестиционного законодательства в едином законе с выделением отдельного раздела и установлением преференций проектам государственно-частного партнерства Республики Башкортостан.
    Структура статьи определяется логикой раскрытия существа проблемы недостатков регионального законодательства. В процессе исследования применялись системный и формально-логический методы.

    We distinguish and consider typical mistakes when making state-private partnership contracts. We specify inaccuracies in the wording of certain legal acts regulating the relations between the state and business. We suggest concentrating regional investment legislation in a uniform law having a separate part and setting preferences for state-private partnership projects in Bashkortostan.
    The structure of the article is determined by the logic of revealing the essence of the problem of shortcomings of regional legislation. System and Aristotelian methods are applied in the research.

    Обзор статьи

    Не всякое взаимодействие государства и бизнеса (предпринимательства) можно именовать государственно-частным партнерством (ГЧП). В научной литературе встречаются взгляды сторонников отнесения к ГЧП и аренды, и даже лизинговых сделок [9]. Впрочем, в государственных контрактах имеются схожие элементы: аренды, лизинга, подряда и некоторых других видов поименованных договоров, именуемых контрактами жизненного цикла (КЖЦ), заключенных на основе федерального закона о контрактной системе закупок [1]. Правовая природа КЖЦ – это аренда имущества у публичного образования с целью модернизации (строительства, реконструкции). После ввода объекта осуществляется эксплуатация на установленный срок с последующей передачей в собственность публичному образованию, а возврат инвестиций происходит за счет бюджетных средств. Очень содержательна правовая природа концессионных соглашений и деятельность инвесторов в особых экономических зонах, которые в научной литературе обычно рассматривают как разновидности государственно-частного партнерства.
    В концессионных соглашениях концедент (публичное образование) передает концессионеру (инвестору) имущество, в особых экономических зонах – предоставляет льготы, тем не менее между публичным образованием и частным инвестором объединения средств в таких формах не происходит [7], кроме того, законодательством несение всех рисков возлагается на инвестора. При таких условиях возникает вполне резонный вопрос, а является ли такое взаимодействие партнерством? По нашему мнению и мнению ряда исследователей, партнерством такое взаимодействие не является [10]. Позиция сторонников такого взгляда была поддержана законодателями и в июле 2015 года был принят Закон о ГЧП (МЧП) [2]. Таким образом, главным отличающим признаком государственно-частного партнерства (проекты в рамках ГЧП) от его разновидностей (проекты на принципах ГЧП) является, во-первых, объединение инвестиций партнеров (инвесторов) и, во-вторых, распределение рисков и ответственности между участниками ГЧП.
    При составлении концессионных соглашений потенциальные инвесторы, а также все те, кто интересуется вопросами регулирования инвестиционной деятельности, задаются вопросом: откуда берутся такие механизмы регулирования, ведь их же в законе нет. Дело в том, что при буквальном толковании норм закона их действительно не встретишь. Поэтому, во-первых, закон нужно рассматривать как средство достижения цели и, во-вторых, для этого необходимо познать сущность регулируемых отношений и их последовательность в достижении намеченной цели проекта. Именно на раскрытие внутренней природы явления еще во времена Римской империи, обращал пристальное внимание византийский император Юстиниан Великий в своем знаменитом изречении: «Знать законы – значит воспринять не их слова, но их содержание и значение».
    К примеру, в федеральном законе о концессионных соглашениях предусмотрена возможность использования (вовлечения в проект) имущества унитарного предприниятия, находящегося в хозяйственном ведении, и учреждений – в оперативном управлении, с передачей концессионеру в аренду. Далее в Законе о дальнейшей судьбе этого имущества ничего не говорится. А ведь как раз здесь вступают в действие нормы гл. 53 ГК РФ «Доверительное управление имуществом», где раскрывается природа учета и контроля за движением этого имущественного комплекса с обособлением от иного имущества концессионера, а также начислением амортизации, в котором целевой характер его использования в пользу публичных интересов на весь срок концессионного соглашения не прекращается. При этом важно отметить, что учреждение (унитарное предприятие) в концессионном соглашении будет выступать на стороне концедента. В первую очередь, задачей юриста будет являться, конечно же, установление правового режима используемого имущества на всем протяжении реализации проекта: от принятия, создания (модернизации), ввода в эксплуатацию, эксплуатации до передачи инфраструктурного объекта публичному образованию.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 05.05.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
    2. Федеральный закон РФ от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты» // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.
    3. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как вид инвестиционной деятельности: правовые аспекты // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 25–29.
    4. Бушев А.Ю. Основы управления рисками в праве // Арбитражные споры. 2008. № 3. С. 79–104.
    5. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение: Критика теории «хозяйственного права». М.: Статут, 2000. 777 с.
    6. Лебедев К.К., Русаков В.И. Объединение ресурсов – необходимое условие государственно-частного партнерства // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 86–90.
    7. Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 1999. № 1–4.
    8. Попондопуло В.Ф. Договор – средство частноправового регулирования // Правоведение. 2009. № 4. С. 137–151.
    9. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфротропик Медиа, 2015.
    10. Русаков В.И. Правовой режим инвестиций, объединяемых участниками государственно-частного партнерства: автореф. дис. … канд. юр. наук. СПб., 2014.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2