ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Уголовная репрессия как фактор предупреждения хулиганства футбольных болельщиков в период проведения чемпионата мира 2018 года

CRIMINAL REPRESSION AS A FOOTBALL FANS HOOLIGANISM PREVENTION FACTOR DURING 2018 FIFA WORLD CUP



П.В. Жестеров
P.V. Zhesterov
zhesterov@mail.ru
докторант Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук
a doctoral candidate at All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PHD in Law
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • хулиганство футбольных болельщиков
  • уголовная ответственность за хулиганство
  • предупреждение хулиганства
  • уголовная репрессия
  • уголовная политика
  • Keywords:

  • football fans hooliganism
  • criminal liability for hooliganism
  • prevention of hooliganism
  • criminal repression
  • criminal policy
  • В статье анализируется содержание документов о противодействии хулиганству футбольных болельщиков, принятых международным сообществом и Российской Федерацией. Делается вывод о необходимости усиления уголовной репрессии в отношении хулиганства футбольных болельщиков и разработки целостной уголовной политики в отношении преступлений в сфере спорта.

    The article deals with the analysis of the documents on counteraction against football fans hooliganism adopted by international community and the Russian Federation. A conclusion is made about the need for strengthening criminal repression with regard to football fans hooliganism along with the necessity to develop a coherent criminal policy as to crimes in sport.

    Обзор статьи

    Российская Федерация продолжает укреплять свое присутствие в ключевых сферах мировой экономики и политики в силу объективной необходимости и во имя общенациональных интересов. К последним в полной мере можно отнести восстановление и утверждение лидирующих позиций в мировом спорте.
    Расширение «географии» чемпионата мира по футболу в направлении Восточной Европы и выбор нашей страны впервые в качестве страны-хозяйки мундиаля в 2018 году неизбежно требует решения целого комплекса экономических, финансовых, организационных, коммуникационных и правовых вопросов. Нельзя сказать, что в нашей стране обозначенным проблемам уделяется мало внимания в последние годы. Однако не все из них, в частности правового характера, нашли к настоящему времени свое адекватное отражение в действующем законодательстве.
    В преддверии мундиаля наиболее острыми, на наш взгляд, остаются вопросы обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий и, прежде всего, футбольных матчей. В связи с подготовкой к предстоящим соревнованиям мирового уровня актуальное значение приобретают вопросы обеспечения правопорядка и безопасности, защиты российских и иностранных футболистов, футбольных арбитров, зрителей от агрессивного поведения отдельных лиц на футбольных матчах, которое нередко проявляется на футбольных аренах и прилегающих к ним территориях. Тем более что стандартные последствия беспорядков во время футбольных матчей, такие как приостановление, перенос или отмена игры во время чемпионата мира попросту неприемлемы.
    Действительно, проблема обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий стоит особенно остро [6. С. 100]. Из недавних громких примеров можно упомянуть случай, произошедший с вратарем И. Акинфеевым в марте 2015 года в Подгорице. На первой минуте отборочного матча чемпионата Европы – 2016 в российского вратаря был брошен горящий файер со стороны фанатского сектора принимающей страны – Черногории. Акинфеев получил ожог шеи и легкое сотрясение мозга. После приостановки на полчаса игра была продолжена до другого неприятного эпизода, связанного с попыткой ослепить российского футболиста Р. Широкова зеленым лучом лазерной указки. Третьим эпизодом, послужившим основанием для полной остановки этой игры, стало попадание постороннего предмета в защитника нашей команды Д. Комбарова [11]. Приведенный пример, к сожалению, не единичен. Подобные хулиганские действия болельщиков, несомненно, дискредитируют самый массовый вид спорта – футбол.
    Нельзя сказать, что в нашей стране данной проблеме не уделялось внимания. Еще задолго до триумфального выбора России в качестве страны, принимающей чемпионат мира по футболу, тема профилактики правонарушений среди футбольных болельщиков рассматривалась 31 марта 2008 г. на оперативном совещании при министре внутренних дел Российской Федерации (в то время – генерал армии Р.Г. Нургалиев) [8]. В частности, на нем обсуждался проект федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации», который был согласован со всеми заинтересованными подразделениями МВД России и направлен на дальнейшее согласование в федеральные органы исполнительной власти ещё в ноябре 2007 г. Ставились амбициозные сроки разработать законопроект до конца второго квартала 2008 г. Однако до сих пор мы не находим столь необходимый закон в числе принятых и действующих.
    В 2009 г. была принята Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [2] (далее по тексту – Стратегия). В Стратегии поставлена цель не только создать благоприятные условия, позволяющие гражданам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, но и повысить конкурентоспособность российского спорта. В числе основных задач, решение которых требуется для достижения указанной цели, называется «создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями» (п. 7 ч. 2 раздела III Стратегии).
    Совершенно очевидно, что в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу необходимыми условиями обеспечения безопасности на стадионах, прилегающих к ним территориях, в пути следования организованных колонн автобусов с командами и болельщиками являются координация усилий и взаимодействие подразделений органов внутренних дел с Организационным комитетом «Россия–2018» по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA–2018, Российским футбольным союзом, футбольными лигами и клубами, представителями футбольной общественности. Именно хорошо организованная совместная деятельность, целью которой является защита футболистов, тренеров, арбитров, зрителей от угроз насилия над ними в связи с участием в футбольном матче либо нахождением на трибунах, позволит предупредить хулиганские действия со стороны агрессивно настроенных футбольных болельщиков, провести соревнования на высочайшем организационном уровне и в конечном итоге укрепить положительный имидж нашей страны на международной арене.

    Список использованной литературы

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 33. Ст. 4110.
    3. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS № 120) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 1. С. 8–22.
    4. Агапов А. Исправляться будем? // Спортивный интернет-портал «СПОРТ-ЭКСПРЕСС». URL: http://www.sport-express.ru/football/rfpl/reviews/793263/ (дата обращения: 08.10.2015).
    5. Иглин А.В. Организация безопасности спортивных соревнований: зарубежный опыт // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2012. № 2(2). С. 122–124.
    6. Иглин А.В. Проблемы безопасности в спорте // Симбирский научный вестник. 2012. № 4(10). С. 99–102.
    7. Кудрявцев В.Н. Соотношение предмета и объекта преступления по советскому уголовному праву // Труды Академии. М., 1951. Вып. 13. С. 67–68.
    8. МВД России: профилактика «английского» недуга // Информационное издание «Симеч»: [сайт]. URL: http://www.simech.ru/arhive-nomerov/2010-2011/5825/ (дата обращения: 30.09.2015).
    9. Рахманова Е.Н., Цветков П.В. Противодействие влиянию организованной преступности на спорт // Общество и человек. 2015. № 1–2 (11). С. 60–63.
    10. Сравнительное уголовное право. Особенная часть: монография / под общ. и науч. ред. докт. юрид. наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2010. 544 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2