ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу о выявлении фактов легализации преступных доходов в условиях отсутствия информации о первоначальных преступлениях

ON IDENTIFYING THE FACTS OF MONEY LAUNDERING UNDER THE LACK OF INFORMATION ABOUT ORIGINAL CRIME



М.Л. Родичев
А.В. Шахматов
M.L. Rodichev
A.V. Shakhmatov
petrogradets@bk.ru
a-shahmatov@yandex.ru
старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ
senior lecturer of the criminal law department of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies
a Professor at investigative activity department, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honorary internal affairs officer
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • теневая экономика
  • легализация (отмывание) преступных доходов
  • выявление и раскрытие легализации (отмывания) имущества, приобретенного преступным путем
  • Keywords:

  • shadow economy
  • legalizing (laundering) proceeds of crime
  • identifying and solving legalization of property obtained by criminal means
  • В статье рассмотрена проблема, связанная с невозможностью принять решение о возбуждении уголовного дела по статьям 174 и 174.1 УК РФ, в условиях отсутствия информации о первоначальных преступлениях, а также определены основные направления работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению легализации преступных доходов в указанных условиях.

    The article deals with the problem of the lack of opportunity to decide whether to initiate proceedings under articles 174 and 174.1 of the Russian criminal code in the absence of information about original crime with the basic directions being set in terms of specifying the activity of investigative units aimes at identifying the facts of legalizing proceeds of crime.

    Обзор статьи

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1], под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
    В современной правоприменительной практике под противодействием легализации преступных доходов понимается выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ. Указанными статьями установлена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
    Практика выявления указанных преступлений довольно устойчива, хотя, по нашему мнению, относительно не широка.
    Так, в 2013 году общее количество выявленных преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, составило 582 преступления, количество выявленных лиц, дела по которым направлены в суд – 271 человек [7]. В 2014 году общее количество выявленных фактов легализации имущества, приобретенного преступным путем, составило 774 преступления, привлечено к уголовной ответственности 448 лиц [8].
    Как правило, для выявления преступлений рассматриваемой категории проводимые правоохранительными органами мероприятия должны быть направлены, во-первых, на выявление фактов получения доходов лицом, совершившим первоначальное преступление и (или) его доверенными лицами и, во-вторых, на проверку законности получения ими этих доходов.
    В современной России, с учетом возможностей, имеющихся у органов, правомочных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД), выявить имущество (денежные средства на счетах в кредитных учреждениях, объекты недвижимости, юридические лица, транспортные средства и т.д.) у проверяемых лиц большой сложности не представляет.
    В ряде случаев, как например, при нахождении на некоторых должностях на государственной службе, участии в кампаниях на выборные должности, граждане сами декларируют имеющееся у них имущество.
    Одной из современных проблем борьбы с легализацией преступных доходов в России является то, что при отсутствии информации о первоначальном преступлении – источнике образования преступного дохода, возбудить уголовное дело по статьям 174 или 174.1 УК РФ не представляется возможным.
    Такая ситуация имеет место потому, что диспозициями указанных статей УК РФ предмет преступления определен как имущество, приобретенное преступным путем.
    В связи с этим сформировалась определенная позиция правоприменителей, которая заключается в том, что к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела по статьям 174 или 174.1 УК РФ должно быть достоверно установлено, что конкретное имущество приобретено лицом в результате совершения конкретного преступления.
    Такая позиция, в частности, закреплена в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» [3], которым установлено следующее: «По смыслу закона, вывод суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ, о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на:
    - обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, предусмотренном одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (об основном преступлении);
    - постановлении органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления по не реабилитирующим основаниям;
    - постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка» [3].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа. № 151–152.
    2. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. (Утв. Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд») // Российская газета. Федеральный выпуск. 2013. 13 декабря. № 6258.
    3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 2015. 13 июля. № 151.
    4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.01.2010 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Законность. 2010. № 4.
    5. Приказ Генпрокуратуры России № 309, МВД России № 566, ФСБ России № 378, ФСКН России № 318, ФТС России № 1460, Следственного комитета при прокуратуре РФ № 43, Росфинмониторинга № 207 от 05.08.2010 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. 2010. № 3–4.
    6. Зимин О.В., Быстрова Ю.В. Современная парадигма понятия «Легализация (отмывание) преступных доходов»: монография / ВНИИ МВД России. М., 2009.
    7. Сведения о состоянии преступности за 2013 год // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/H8NGnfdiEy.pdf (дата обращения: 15.09.2015).
    8. Сведения о состоянии преступности за 2014 год // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/DgMegHFeAi.pdf (дата обращения: 15.09.2015).
    9. Уголовное дело № 1-498/2011 по обвинению З. и Ж. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160, ч. 4 ст. 160, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ // Архив Ухтинского городского суда Республики Коми: [сайт]. URL: ukhtasud.komi.sudrf.ru/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2