Развитие жилищно-коммунального комплекса крупного региона: концептуальный подход

DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX OF LARGE REGION: CONCEPTUAL APPROACH



Ю.В. Ларионова
Julia Larionova
yuvladi@mail.ru
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук
senior lecturer at the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • жилищно-коммунальный комплекс
  • концепции развития жилищно-коммунального комплекса
  • государственная жилищно-коммунальная политика;
  • жилищно-коммунальные услуги
  • крупный регион
  • Keywords:

  • housing and communal complex
  • concept of development of housing and communal complex
  • large region
  • housing and communal services
  • state housing and communal policy
  • Статья посвящена проблеме развития регионального жилищно-коммунального комплекса.
    Автор рассматривает различные концепции развития жилищно-коммунального комплекса крупного региона: долгосрочного социально-экономического развития, устойчивого развития, эволюционного развития, циклического развития, информационного общества и др. При этом обосновано, что важно соблюдать баланс между использованием самоорганизации и государственного регулирования отрасли, а также аккуратно и взвешенно адаптировать зарубежный опыт к российским реалиям.

    We look at the problem of regional housing and communal complex development.
    The article deals with various concepts of developing housing and communal complex of a large region: long-term socio-economic development, sustainable development, evolutionary de-velopment, cyclic development, information society, etc. We prove the point that it is essential to maintain the balance of using self-organization and government regulation of the industry in question, as well as accurately adapt foreign experience.

    Обзор статьи

    Процесс создания экономических концепций включает в себя наблюдение за экономической действительностью, выработку понятий и гипотез, собственно создание концепции, логическую и практическую проверки, уточнение наблюдений, гипотез, собственно концепции, а также вывод о созданной удовлетворительной экономической теории как основы «ex ante» анализа [7. С. 9]. Так, А.Н. Азрилиян определяет термин «концепция» как: 1) систему взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел [3. С. 400]. В этой связи концептуальный подход есть предварительная разработка концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность исследования.
    Концептуальный подход к развитию жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) крупного региона предполагает изложение цели, основных ее принципов и особенностей. При этом реализация государственной жилищно-коммунальной политики должна осуществляться через систему методов управления ресурсами (правовых, налоговых, ценовых и др.), используя различные формы и средства достижения конечной цели, а также посредством постоянного взаимодействия субъектов ЖКК крупного региона друг с другом и с субъектами внешней среды [4]. Обеспечение населения качественными, экологически безопасными и доступными жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) является фактором не только экономической и социальной, но и политической стабильности в обществе.
    Таким образом, целесообразно при решении жилищно-коммунальной проблемы изучение зарубежного опыта и адаптация его к современным российским реалиям [5]. Кроме того, при этом неизмеримо возрастает роль государства. Однако в идеальном сценарии она должна быть ограничена установлением правил игры (в частности, обеспечением прав собственности и соблюдения контрактов) и осуществлением высококачественного эффективного надзора.
    Вместе с тем, как справедливо отмечал Д.С. Львов, «не надо забывать и о другой стороне проблемы: очень аккуратно следует подходить к переносу на нашу российскую почву зарубежного опыта. Применительно к науке как нельзя лучше подходит выражение: Россия – это не Америка. Многовековой опыт, исторические традиции, уклад жизни у нас совсем другие. Так было при царе, так было и при советской власти» [6. С. 112].
    Важное значение не только для ЖКК крупных регионов, но и в целом для России имеет Концепция устойчивого развития, реализация которой требует применения адекватных ее целям и задачам механизмов. В настоящее время механизмы устойчивого развития ЖКК только разрабатываются, хотя в ряде экономических комплексов уже проводятся крупномасштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации национальных проектов и программ.
    В этой связи весьма актуальным является проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1], в соответствии с которым в ЖКК предусматривается:
    – создание условий, обеспечивающих снижение морально-технического износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилищного фонда;
    – содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья, совершенствование налогового законодательства для эффективного управления многоквартирными домами;
    – внедрение ресурсосберегающих технологий, оборудования и создание условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;
    – модернизация жилищно-коммуналь-ной отрасли и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты ЖКУ для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
    – формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, включая развитие городского транспорта, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, адаптированности и безопасности мест пребывания детей с родителями.
    В результате реализации новых стратегических направлений государственной жилищной политики к 2020 г. должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, соответствующий «мировым стандартам» и характеризуемый следующими целевыми ориентирами:
    – отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
    – приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также нуждам отдельных групп граждан (многодетные семьи, престарелые, инвалиды и т.д.);
    – завершение паспортизации жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;
    – формирование в городах с населением свыше 100000 человек конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью частными организациями;
    – введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере;
    – функционирование всех форм использования жилищного фонда (проживание в собственном жилье, наем жилья социального использования, наем частного жилья, некоммерческий наем, проживание в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов и др.);
    – функционирование с поддержкой государством кредитно-финансовых механизмов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства [1. С. 74–77].

    Список использованной литературы

    1. Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ myconnect/economylib/mert/welcome/ pressservice/eventschronicle/doc 1217949648141 (дата обращения: 14.04.2015).
    2. Атопов В.И., Антюфеев А.В., Галиярова Н.М., Кабанов В.Н. Россия: стратегия прорыва. Синергетические идеи развития / науч. ред. В.И. Атопов; Минобразования РФ; Волгогр. гос. архитектурно-строит. академия; Волгогр. отд. МАИЭС. Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. 520 с.: ил.
    3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 с.
    4. Ларионов А.Н., Малкова И.В. Проблемы взаимодействия государства и частного сектора в условиях реформирования ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 479–481.
    5. Ларионова Ю.В. Ларионов А.Н. Управление развитием жилищно-комму-нального комплекса мегаполиса: монография / под ред. С.А. Павловой. М.: Изд-во СГУ, 2013. 143 с.
    6. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.: ил.
    7. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / под общ. ред. Л.С. Тарасевича. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 656 с.: ил.
    8. Яковлев В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. М.: Изд-во ГУУ, 1999. 153 с.: ил.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2