Меры государственного регулирования инновационной активности предприятий в регионе

MEASURES OF GOVERNMENT REGULATION OF INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES IN REGIONS



С.С. Корчемкин
Sergey Korchemkin
alhxor@gmail.com
аспирант кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
candidate to PhD of the Management Department, State Institute Economics, Finance, Law and Technologies
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • enterprise
  • measures of government support of innovations
  • government regulation
  • region
  • regional innovation policy
  • innovation activity
  • Keywords:

  • предприятие
  • меры государственной поддержки инноваций
  • региональная инновационная политика
  • регион
  • государственное регулирование
  • инновационная активность
  • Статья посвящена исследованию проблемы развития региональной инновационной политики через поддержку инновационной активности предприятий. Рассмотрены теоретические подходы к определению содержания понятий «инновационная активность» и «государственное регулирование инноваций». Сделан вывод о том, что помощь государства в развитии инновационной активности региональных производственных предприятий будет продуктивной в тех случаях, если в производственный цикл или хозяйственный оборот предприятия будут внедрены новые технологии или предприятие начнёт выпуск принципиально новой или усовершенствованной продукции. Описан комплекс мер государственной поддержки инновационной активности региональных предприятий.

    The article is dedicated to researching the problem of developing regional innovation policy by supporting business innovation activity. We consider theoretical approaches to determining the concepts of “innovation activity” and “government regulation of innovations”. A conclusion is made that government support concerning the development of innovation activity of regional production enterprises will be productive as long as new technologies are introduced in the production cycle or economic turnover of the enterprise or the company starts manufacturing innovative or improved products. A set of government support measures to back innovation activity of regional enterprises is described.

    Обзор статьи

    Становление инновационной экономики в современном мире выдвигает объективные требования к обеспечению поддержки федеральными и региональными органами управления инновационной деятельности производственных предприятий. Инновационная деятельность региональных предприятий, её успешность и продуктивность влияет на инновационный климат всего региона и общую экономическую ситуацию. В этих условиях особое значение приобретают меры государственного регулирования, активизирующие инновационную активность предприятий.
    На наш взгляд, одной из главных проблем развития региональной инновационной политики в современной экономической и политической ситуации является выбор приоритетных направлений государственной поддержки инноваций. Вообще говоря, вопрос регулирования инновационного развития производства в регионах России сегодня стоит достаточно остро, поскольку рыночные механизмы сами по себе не могут стимулировать появление инноваций на предприятиях. Ведь зачастую на особо крупных производствах региональных предприятий внедрение новшеств требует дополнительных и весьма значительных затрат, которые сложно изыскать из собственных ресурсов. Иногда большому заводу легче открыть дочернюю бизнес-фирму и организовать небольшое и мобильное инновационное предприятие, чем перестроить крупное производство. Поэтому инновационная политика должна стать приоритетным направлением государственного регулирования экономики региона, особенно в области становления и развития инноваций на крупных производственных предприятиях.
    Одним из самых важных направлений государственного регулирования инновационной деятельности региональных предприятий является государственная поддержка. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ, «2. Государственная поддержка инновационной деятельности – совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность» [1].
    При этом, согласно этой же статье закона, субъектами государственной поддержки инновационных процессов могут выступать федеральные, региональные или муниципальные органы исполнительной власти, а также «…соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» (см. ст. 162 ФЗ № 254 от 21.07.2011 г.) [1]. Очевидно, что объектом государственной поддержки являются те правовые и организационно-экономические отношения, которые формируются между участниками инновационного проекта (предприятиями, организациями, вузами, бизнес-структурами, научными учреждениями) и теми органами исполнительной власти, которые его поддерживают.
    При рассмотрении проблемы государственного регулирования инновационной активности предприятий следует сначала определиться с пониманием сущности таких понятий, как «государственное регулирование» и «инновационная активность», т.к. в современной экономической науке существует несколько точек зрения на понимание сути данных терминов. Если анализировать категорию «государственное регулирование», то чаще всего в научной литературе встречаются два подхода к определению данного понятия: ряд авторов (В.И. Переходов, И.В. Чистникова и др.) определяют государственное регулирование как механизм реализации экономической политики государства, который имеет свою особую теорию и практику осуществления [9].
    По мнению других экономистов (М.А. Афоносова, С. Гаврилов и мн. др.), государственное регулирование это различные экономические меры и регуляторы для целенаправленного воздействия государства на экономику страны [5]. Второй подход, обосновывая необходимость государственных инвестиций в инновации, развил А.И. Басов, и мы согласны с мнением исследователя о том, что под государственным регулированием чаще всего следует понимать систему или комплекс взаимосвязанных методов и экономических рычагов государства, воздействующих на все сферы социально-экономичес-кой жизни страны, в том числе и на производство, распределение, обмен и потребление произведенной продукции [4]. Если говорить о государственном регулировании инноваций на производстве, то следует заметить, что оно является важной частью более общего процесса, а именно – регулирования государством инновационных процессов в экономике всей страны. Так, Д.И. Кокурин под государственным регулированием инновационных процессов в экономике понимал целенаправленное воздействие органов государственной власти на интересы экономических институтов инновационной системы [6].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 21.07.2011 г. № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства Ленинградской области от 16.11.2009 г. № 345 «О долгосрочной целевой программе "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010–2015 годы"» (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 01.11.2011 г. № 358) // Официальный сайт Правительства Ленинградской области. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. URL: www.econ. lenobl.ru (дата обращения: 05.05.2015).
    3. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями. М.: ИД «Юрайт», 2011.
    4. Басов А.И. Инновации – главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. 2006. № 5. С. 28–34.
    5. Гаврилов С. Инновации: польза и риски // Директор информационной службы. 2008. № 11.
    6. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2013.
    7. Ковалев В.Р. Трансграничное сотрудничество между регионами России и Финляндии // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 156–162.
    8. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. 2005. № 9(69). С. 100–104.
    9. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2008.
    10. Саванович С.В. Проблема повышения инновационной активности российских предприятий // Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет). Научно-прак-тическая интернет-конференция «Социокультурные факторы инновационного развития организации». 17 ноября 2009 г. URL: www.mai.ru/events/sfiro/articles/sec7/ savanovich.doc (дата обращения: 25.04.2015).
    11. Чистникова И.В., Антонова М.В. О проблемах инновационной политики государства // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 168–172.
    12. Открытый портал «Инновации в России». URL: http://innovation.gov.ru/ node/3575 (дата обращения: 05.05.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2