Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

CUSTOMS CONTROL OF GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS



И.А. Гокинаева
Ю.А. Папочкина
Irina Gokinaeva
Yulia Papochkina
gokinaeva_irina@mail.ru
work.papochkina@gmail.com
доцент кафедры таможенного дела и логистики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
специалист ВЭД АО «ГОИ им. С.И. Вавилова»
senior lecturer at the Department of Customs and Logistics of St. Petersburg ITMO University, PhD in Economics
specialist in Foreign Economic Activities, Vavilov State Optical Institute
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • объект интеллектуальной собственности
  • таможенный контроль
  • Таможенный союз
  • правообладатель
  • инновационное развитие
  • таможенные органы
  • контрафактная продукция
  • Keywords:

  • object of intellectual property
  • Customs Union
  • right holder
  • Customs bodies
  • innovation development
  • counterfeited products
  • Актуальность темы статьи определяется тем, что в современной структуре мировой экономики особое внимание необходимо уделять проблемам защиты объектов интеллектуальной собственности. Несовершенство законодательной базы в рамках защиты интеллектуальной собственности приводит к развитию торговли контрафактной продукцией.
    В статье рассматривается порядок проведения таможенного контроля таможенными органами, которые в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности.
    Для таможенных органов Таможенного союза актуальной является работа по предотвращению ввоза и оборота на внутреннем рынке контрафактной продукции. Автор предлагает пути решения данной проблемы, которые повышают эффективность таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

    The relevance of the research is determined by the need to pay special attention to the protection of intellectual property objects under the new structure of the world economy. Imperfections in the legal base concerning the protection of intellectual property result in the increase in trading counterfeited products.
    We look at the customs control procedure carried out by the Customs bodies that take measures to protect the rights of right holders within their competence.
    The work concerning the prevention of import and circulation of counterfeited goods in the domestic market is among the priorities of the Customs bodies of the Customs Union. We suggest ways to solve the problem in question to increase the efficiency of the customs control of goods containing intellectual property objects.

    Обзор статьи

    Активизация интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза является важной составляющей частью политики интеллектуального развития государств, ориентированной на формирование инновационной экономики, развитие научного и интеллектуального потенциала и создание в рамках Единого экономического пространства единого интеллектуального пространства.
    Мировой опыт показывает, что число и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности неуклонно расширяются, а состав объектов интеллектуальной собственности (ОИС) уточняется и конкретизируется.
    В соответствии с законодательством ОИС – произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания [1; 4].
    Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на ОИС. Под правообладателем интеллектуальной собственности понимается обладатель исключительных прав на ОИС.
    В настоящее время существует четыре реестра ОИС: Единый реестр ОИС Таможенного союза (ТС) и три национальных, ведение которых возложено на таможенные органы государств-членов ТС. По состоянию на 1 апреля 2014 года в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) было включено более 2 600 ОИС, принадлежащих российским и зарубежным компаниям.
    Контроль за обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности в таможенных органах Российской Федерации ведется по трем направлениям: выявление и контроль ОИС при перемещении товаров через таможенную границу ТС (работа с изъятыми товарами в рамках возбужденных дел по административным правонарушениям); выявление и контроль ОИС в ходе декларирования товаров с подачей таможенной декларации на товары; внутренний рынок.
    Если должностным лицом таможенного органа при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих ОИС, включенные в ТРОИС, выявлены ОИС, обладающие признаками контрафактных товаров (то есть в декларации на товары отсутствуют документы – разрешения правообладателей), их выпуск приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней при условии поступления в таможенный орган соответствующего мотивированного заявления правообладателя (его представителя).
    Существенным нововведением в части защиты прав на ОИС стало представление полномочий ex officio (от лат. – «по должности, по обязанности») в отношении перемещаемых товаров, содержащих ОИС. Принцип ex officio означает, что таможенные органы имеют право принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, «исходя из своих полномочий», то есть не только в отношении товаров, включенных в ТРОИС, но и в отношении любых товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом срок принятия соответствующих мер сокращен до 7 рабочих дней с возможностью продления не более чем на 10 рабочих дней и только при условии направления в таможенный орган соответствующего обращения в письменной форме и подачи заявления о включении ОИС в реестр.
    Сама «интеллектуальная собственность» подразделяется на «авторское право» и «промышленную собственность». Авторские и смежные права, товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения включаются в ТРОИС. Остаются без должного внимания патенты, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства.
    Таможенными органами не применяются меры по защите прав на ОИС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях. Законодательно таможенным органам не предоставлены полномочия в отношении таких ОИС, как изобретения, промышленные образцы, полезные модели, правовое регулирование которых предусмотрено патентным законодательством, а также ряда других ОИС.
    Уровень криминализации большинства сегментов потребительского рынка, особенно в пищевой промышленности и торговле продовольствием, с каждым годом возрастает. Последняя тенденция, своего рода «тренд», это поступление товара без маркировки. Маркировка продукции происходит уже «на месте», в России. Например, ввозятся бензопилы без наклеек, товар декларируется просто как «бензопила». А потом, уже на территории России, в поддельных мастерских наносятся логотипы известного бренда. На рынок такой продукт попадает как брендовая вещь. Накоплен большой опыт по установлению подделок с символикой зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
    Одной из серьезных проблем остается продажа контрафактной продукции через Интернет. В этом случае некачественный и даже небезопасный товар может поступить на территорию ТС в экспресс-грузах или с помощью международных почтовых отправлений. Среди поставщиков подделок лидируют страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Чаще всего подделывают обувь, одежду, игрушки, косметические средства, продукты, алкоголь, автозапчасти, упаковку.
    Должностным лицам таможенных органов визуально отличить контрафактную продукцию от оригинала крайне сложно. Необходимо тесное сотрудничество с правообладателями товарных знаков, строжайший контроль качества товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.
    Стратегия инновационного развития России до 2020 года предполагает коммерциализацию интеллектуальной собственности. В бюджетах российских предприятий, работающих в сфере науки и производства, статья затрат на фундаментальную науку не значительна. Инновационное развитие возможно при условии развития научной отрасли, привлечения инвестиций, зарубежного сотрудничества, правильной мотивации ученых. Зарубежные страны, такие как США, Германия, Япония, Корея, в разработке инновационных технологий особое внимание уделяют фундаментальной науке.
    Российские предприятия, работающие в сфере науки, должны быть заинтересованы в финансировании инновационных технологий, разработанных с помощью фундаментальных наук. Грамотное распределение бюджета и правильная политика научных предприятий смогут повысить интеллектуальный потенциал.
    Единообразный правовой и управленческий подход к понятию интеллектуальной собственности, соответствующий мировым стандартам, даст возможность российским предприятиям участвовать в глобальной конкурентной борьбе [4; 5].
    Таким образом, концентрация усилий законодателя, ученых и таможенных органов государств-членов ТС на проблемах обеспечения правового регулирования вопросов охраны и защиты интеллектуальной собственности, активное сотрудничество с правообладателями товарных знаков, создание единой информационной системы, контроль за передачей данных в сети Интернет, являются ключевыми шагами к повышению эффективности таможенного контроля товаров, содержащих ОИС.

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Приказ ФТС России от 13.08.2009 г. № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2009 г. № 15592). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Богданова Е.Л., Юсова В.В. Новые формы научного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности и инноватики // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 42–48.
    5. Мурашова С.В. Научные предпосылки менеджмента интеллектуальной собственности в решении задач инновационного развития России // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. 2012. № 2. С. 117–119.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2