ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методологические подходы к формированию конституционного механизма реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в системе МВД России

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF CONSTITUTIONAL MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF CITIZENS' RIGHT OF EQUAL ACCESS TO PUBLIC SERVICE WITHIN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA



В.А. Трифонов
Vitaliy Trifonov
vtr_28.88@mail.ru
научный сотрудник отделения исследования проблем кадровой и воспитательной работы научно-исследовательского отдела ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
a scientific officer of personnel and educational work problems analysis branch at research and development department, "Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia"
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • конституционное право
  • государственная служба
  • конституционный механизм
  • реализация права
  • равный доступ
  • органы внутренних дел
  • Keywords:

  • constitutional law;
  • constitutional mechanism
  • equal access
  • implementation of the right
  • Internal Affair Bodies
  • public service
  • Актуальность темы предлагаемой статьи обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с реализацией конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Автором исследованы методологические подходы к формированию конституционных механизмов реализации, обеспечения и защиты прав человека и гражданина и на этой основе обоснована авторская позиция относительно содержания и структуры конституционного механизма реализации права граждан на равный доступ к государственной службе в системе МВД России.
    В результате проведенного исследования были выделены направления совершенствования рассматриваемого конституционного механизма и сделан вывод о необходимости дальнейшего развития и расширения сотрудничества полиции с институтами гражданского общества в области обеспечения равнодоступности службы в органах внутренних дел.

    The relevance of the present article is caused by theoretical and practical significance of the problem issues dealing with realization of citizens' constitutional rights of access to public service within bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author has studied methodological approaches to formation of constitutional mechanisms of implementation, ensuring and protection of relevant human and citizen's rights. On the basis of the said study the author has substantiated his point as to the context and structure of the constitutional mechanism of implementation of citizens' right of equal access to public service in the Ministry of Internal Affairs system.
    As a result of the study the lines of development of the constitutional mechanism under consideration have been defined with the conclusion having been drawn about the necessity of further development and expansion of cooperation between police and civil society institutions in terms of ensuring equal access to service within Internal Affairs Bodies.

    Обзор статьи

    В системе политических прав граждан нашей страны право на равный доступ к государственной службе занимает определенное место, и его реализация, как и всякого другого субъективного права, означает для граждан возможность требовать от других лиц действий, соответствующих праву управомоченного лица. Поэтому на государство возлагается обязанность не только формально провозгласить указанное право, но и соблюдать и обеспечивать его осуществление на практике. Для этого необходим соответствующий механизм. В связи с этим важным направлением исследования права равного доступа к государственной службе выступает раскрытие содержания и структуры конституционного механизма реализации указанного права.
    В юридической литературе нет единого определения механизма перевода конституционных прав в реальные блага. Кроме того, нет даже единого названия такого механизма. Одни ученые называют его механизмом защиты, другие – механизмом реализации, третьи – механизмом обеспечения [24. С. 25]. В связи с этим представляется необходимым изучить словесно-юридические конструкции, в которых употребляется термин «механизм», с целью определения их содержания и соотношения.
    Под термином «механизм» может пониматься как устройство для передачи и преобразования движений, система тел (звеньев механизма), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает движение основных тел системы [34. С. 404–405], так и «система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» [32. С. 346]. Другими словами, «механизм» – это совокупность взаимосвязанных друг с другом элементов, составляющих определенным образом функционирующую систему.
    В правовой литературе термин «механизм» употребляется в разных контекстах в составе таких словесно-юридических конструкций, как «механизм правового регулирования» [16. С. 71], «механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей» [38], «социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина» [31], «социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан» [23], «механизм защиты прав человека» [28], «механизм защиты прав и свобод граждан» [25], «механизм правоохраны» [21] и т.д.
    По определению Л.Ш. Берекашвили, процесс реализации прав и свобод тоже приводится в движение механизмом, но механизмом особым, который включает в себя систему юридических норм, гарантирующих правореализацию, т.е. деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализации своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правами благ и социальных ценностей [20. С. 16]. Как полагает Е.Н. Хазов, термин «механизм» указывает на наличие «узловых» элементов системы конституционного гарантирования реальности и осуществимости прав и свобод личности, приводящих в действие всю данную нормативно-правовую систему, превращающих ее в реально действующий и беспрепятственно функционирующий процесс [37. С. 279].
    Следует отметить, что в научных работах последних лет исследовательский акцент переносится с проблем реализации гражданских прав на проблемы их охраны и защиты, таким образом, значительное распространение получил анализ механизмов защиты или охраны прав граждан. При определении понятия конституционного механизма защиты прав ученые, представители науки, конституционалисты исходят из толкования термина «обеспечить», принятого в русском языке, тем самым объединяют понятия «защита» и «обеспечение» прав.
    Термин «обеспечение» имеет несколько значений: 1) предоставить достаточные материальные средства к жизни; 2) снабдить чем-нибудь в нужном количестве; 3) сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; 4) оградить, охранить [33. С. 364].
    Существуют различные подходы к определению понятия «защита прав». Некоторые исследователи отождествляют понятия «охрана права человека» и «защита права человека», считая их взаимозаменяемыми синонимами. Согласно другому подходу к определению понятия «охрана права человека» оно включает в себя довольно широкий спектр юридических явлений.

    Список использованной литературы

    1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
    2. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
    3. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
    4. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
    5. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
    6. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 39.
    7. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
    8. Указ Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4712.
    9. Приказ МВД России от 19 мая 2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 31.
    10. Приказ МВД России от 29 марта 2013 г. № 174 «Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса». Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
    11. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1995. № 2.
    12. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
    13. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г. // Действующее международное право. Т. 2 / Московский независимый институт международного права. М., 1997.
    14. Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
    15. Авакьян С.А. Государственно-пра-вовая ответственность // Советское государство и право. 1975. № 10.
    16. Алексеев С.С. Государство и право / под ред. Л.А. Плеханова. М., 1993.
    17. Анохин Ю.В. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (на материалах Российской Федерации): дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2007. 465 с.
    18. Антонова Н.М. Проблемы юридической ответственности в контексте реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 5. C. 23–26.
    19. Ардашкин В.Д. Правоохранительный механизм: понятие, научный инструментарий / под ред. Н.В. Витрука. Красноярск, 2002.
    20. Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. М., 2005.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2