Международно-правовые и национально- правовые аспекты права на осмотр торговых судов военными кораблями

INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGAL ASPECTS OF THE RIGHT TO INSPECT MERCHANT VESSELS BY WARSHIPS



А.Е. Арсиенков
Andrey Arsienkov
mare-liberum@list.ru
зав. кафедрой конституционного и международного права Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук
the Head of the Department of Constitutional and International Law at the Northwest (Saint-Petersburg) Branch of Russian Law Academy of Ministry of Justice of Russian Federation, PhD in Law
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • права военных кораблей
  • национальные нормативные правовые акты
  • международные конвенции
  • суда, обладающие иммунитетом
  • Keywords:

  • the warships authority
  • vessels with sovereign immunity
  • international conventions
  • national normative instruments
  • Численный состав Военно-морского флота России растет. В условиях роста международной напряженности планируется его активный выход в Мировой океан. При этом в правовой системе России отсутствуют нормативные правовые акты, которые регламентировали бы вопросы осмотра иностранных торговых судов российскими военными кораблями в открытом море. В связи с объективно прогнозируемым увеличением числа подобного рода осмотров возрастает и вероятность предъявления судовладельцами исков о возмещении вреда за простой судов, срыв сроков доставки грузов, в том числе в иностранные коммерческие арбитражи. При отсутствии национальных нормативных правовых актов, доказывающих правомерность действий командиров военных кораблей под флагом РФ, будет сложно противостоять подобного рода вызовам.
    В ходе исследования применялись сравнительно-правовой и дедуктивный методы. Вклад автора в развитие темы состоит в выявлении потребностей общества в нормативном закреплении вопросов осмотра иностранных торговых судов российскими военными кораблями в открытом море.

    The numerical strength of the Russian Navy has been on the increase recently. Under escalation of international tension plans are under way to enable naval forces to actively operate in the global ocean. At the same time for the lack of relevant normative instruments Russian legal system does not provide for regulating high seas boarding and inspection of foreign merchant ships by the national warships. Because of predicted growth of such inspections one may expect significant increase of taking legal actions by ship-owners to get redress for each hindered vessel’s demurrage, delayed deliveries etc. including seeking for legal remedy in foreign commercial arbitrations. Due to the lack of national normative instruments proving legitimacy of the activity of commanders of warships flying the flag of Russia it will be an undertaking to address such challenges.
    In the course of the study comparative-legal and deductive methods have been used. The author has contributed to further development of the theme by revealing needs of the society for establishing legal requirements to high seas boarding and inspection of foreign merchant vessels by Russian warships.

    Обзор статьи

    В соответствии с положениями статей 92 и 96 Конвенции ООН по морскому праву военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага [2].
    К подобного рода судам относятся:
    ● военные корабли – военные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях:
    - боевые корабли;
    - военно-вспомогательные суда ВМФ: гидрографические суда Военно-морского флота, поисково-спасательные суда Военно-морского флота, вспомогательные суда Военно-морского флота при наличии у них признаков военного корабля;
    ● не военные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (эксплуатируемые и используемые только для правительственной некоммерческой службы), например, таможенные, полицейские, пограничные, а также военно-вспомогательные суда Военно-морского флота (гидрографические, поисково-спа-сательные, вспомогательные суда Военно-морского флота (танкеры, килекторы, транспорты), не имеющие всех необходимых признаков военного корабля [4. С. 28–29].
    В соответствии с положениями ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно (торговое судно), иное, чем судно, пользующееся полным иммунитетом, вправе подвергать его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что:
    a) это судно занимается пиратством;
    b) это судно занимается работорговлей;
    c) это судно занимается несанкционированным вещанием;
    d) это судно не имеет национальности, или
    e) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль [2].
    Кроме того, право на осмотр возникает в случаях нарушения судном экономических санкций, введенных мировым сообществом против какого-либо государства, а также в случаях повреждения судном подводного телеграфного кабеля [3].
    Право на осмотр может быть осуществлено также, если конкретное государство дало разрешение на осмотр судов под его флагом в целях пресечения распространения наркотиков и психотропных веществ[2].
    Для того чтобы определить, является ли судно военным кораблем или нет, необходимо установить четыре признака военного корабля, приводимые в ст. 29 Конвенции ООН по морскому праву.
    Во-первых, судно имеет внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, как военный корабль. В Российской Федерации это специальный военно-морской флаг, заменяющий государственный.
    Во-вторых, судно должно принадлежать к вооруженным силам конкретного государства.
    В-третьих, судном должен командовать именно офицер, а не гражданское лицо либо военнослужащий, не имеющий офицерского звания. Этот офицер должен состоять на службе правительства данного государства и фамилия его должна быть занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ.
    В-четвертых, экипаж судна, являющегося военным кораблем, должен подчиняться регулярной военной дисциплине (при этом не важно, являются ли члены экипажа военнослужащими или гражданскими лицами)[2].
    В вышеперечисленных случаях военный корабль может произвести проверку торгового судна. С этой целью его командир может направить шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, может быть произведен дальнейший досмотр на борту этого судна.
    Сложившиеся в Военно-морском флоте РФ правила, вытекающие из правовых актов ненормативного характера, определяют следующий алгоритм действий офицера – командира осмотровой группы:
    - представиться капитану;
    - объявить капитану причину остановки и осмотра;
    - потребовать от капитана прекратить работу судовой радиостанции; сдать на время осмотра оружие; предъявить документы (судовые, навигационные, на членов экипажа, на пассажиров, на груз); собрать членов экипажа и пассажиров для проверки документов; оказать помощь в организации осмотра судна.
    Документы должны проверяться в присутствии капитана. Осмотр судовых помещений производится в присутствии не менее двух членов экипажа осматриваемого судна.
    Опломбированный груз подвергается внешнему осмотру и может вскрываться лишь при несоответствии его записям в грузовых документах.
    По результатам осмотра:
    - составляется протокол на русском языке, который подписывается командиром осмотровой группы и капитаном;
    - лица, не внесенные в судовую роль или список пассажиров, снимаются с борта судна и задерживаются, производится соответствующая запись в протокол;
    - в случае принятия решения о задержании судна изымаются и описываются судовые документы и оружие; от капитана берутся письменные объяснения по факту правонарушения.
    Оружие применяется военнослужащими, входящими в состав осмотровой группы в порядке, определенном ст. 13, 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 г. [1].
    Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдывали бы эти подозрения, судовладельцу должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб за счет государства флага военного корабля.
    В современных условиях, когда в Российской Федерации действует кораблестроительная программа, предусматривающая в ближайшие годы значительное увеличение числа надводных военных кораблей, которые обеспечат присутствие нашей страны во всех районах Мирового океана; в ситуации роста международной напряженности; при активном участии Военно-морского флота России в международных усилиях по противодействию пиратству, вышеизложенный алгоритм действий по осмотру иностранного торгового судна настойчиво требует нормативно-правового закрепления.
    В противном случае в связи с объективно прогнозируемым увеличением числа подобного рода осмотров возрастает и вероятность предъявления судовладельцами исков о возмещении вреда за простой судов, срыв сроков доставки грузов, в том числе в иностранные коммерческие арбитражи. При отсутствии национальных нормативных правовых актов, доказывающих правомерность действий командиров военных кораблей под флагом РФ, будет сложно противостоять подобного рода вызовам.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. 19 ноября. № 47 (1 ч.). Ст. 5749.
    2. Конвенция ООН по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бей 10.12.1982 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 48. Ст. 5493.
    3. Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей (заключена в г. Париж 14 марта 1884 г.) / ГУНИО МО СССР. Л., 1989. 443 с.
    4. Арсиенков А.Е. Справочник по международному морскому праву и национальному морскому законодательству Российской Федерации (для капитанов). СПб.: Скифия-Принт, 2012. 220 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2