Значение предприятий сферы консалтинговых услуг в экономике знаний

THE IMPORTANCE OF CONSULTING BUSNESSES IN KNOWLEDGE ECONOMY



А.В. Затевахина
А.Е. Журавлев
Anna Zatevakhina
Andrey Zhuravlev
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры экономики, организации и управления производством ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова», кандидат экономических наук
аспирант кафедры финансов АНО ВПО «Международный банковский институт»
An Associate Professor at the Department of Economics, Organization and Management of Production, Baltic State Technical University D.F.Ustinova (Voenmeh), PhD in Economics
A PhD Student at the Department of Finance, International Banking Institute
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • консалтинг
  • экономика знаний
  • классификация консалтинговых услуг
  • самообучающаяся организация
  • консалтинговый бизнес
  • сфера услуг
  • Keywords:

  • consulting
  • service industry
  • classification of consulting services
  • consulting business
  • knowledge economy
  • learning organization
  • Современное общество все в большей степени приобретает информационно-знаниевый характер. Наблюдаются изменения как производственных, так и цифровых технологий, при этом требуется постоянное отслеживание происходящих инновационных изменений на всем мировом экономическом пространстве. В этих условиях перманентное обновление существующих и получение новых знаний для компаний становится жизненной необходимостью. Таким образом, приобретает большое значение формирование эффективных рынков консалтинговых услуг, предоставляющих субъектам экономики качественную информационную и экспертную поддержку.
    По результатам всестороннего анализа существующих подходов к классификации консалтинговых услуг авторами была разработана принципиальная схема, в рамках которой выделены самостоятельные виды консалтинга на базе двух критериев: методического и предметного. В статье также проведен краткий анализ российского рынка консалтинговых услуг, на основании чего предложены направления дальнейшего развития консалтингового бизнеса и его регулирования в России.

    The modern society has been increasingly acquiring the nature of information and knowledge. Changes are being observed within both manufacturing and digital technologies, besides there remains a need for continued monitoring of innovative changes within the global economic space. Under these conditions permanent existing knowledge updating as well as acquiring new knowledge become a matter of vital necessity. Thus forming an efficient market of consulting services providing businesses with high quality information and expert support becomes a matter of great importance.
    Based on the results of comprehensive analysis of existing approaches aimed to classify consulting services the authors have worked out an elementary diagram with two separate types of consulting being sorted out on the basis of two criteria: methodological and subject one. The article also provides for a brief analysis of the Russian consulting services market whereby directions for further development of consulting business in Russia as well as its regulating have been proposed.

    Обзор статьи

    Современное общество все в большей степени приобретает информационно-знаниевый характер. При этом все отчетливее идут глобализационные процессы, вызванные изменением как производственных, так и цифровых технологий, при этом требуется постоянное отслеживание происходящих инновационных изменений на всем мировом экономическом пространстве. В этих условиях перманентное обновление существующих и изучение новых знаний для компаний становится буквально жизненной необходимостью, без которой невозможно выстроить эффективную систему работы в условиях высокой конкуренции. Одновременно это означает и то, что каждый отдельный субъект экономической деятельности зачастую, в силу необходимости концентрации на основном бизнесе, не в состоянии собственными силами справляться с комплексом задач по сбору, систематизации и анализу системной и несистемной информации. Последнее является основой, без которой становится невозможным принятие качественного управленческого решения. Таким образом, приобретает особенно важное значение формирование эффективных рынков консалтинговых услуг, предоставляющих субъектам экономики качественную информационную и экспертную поддержку.
    На информационной составляющей глобализационных процессов делает акцент М. Кастельс, который определяет ее как «новую капиталистическую экономику», среди базовых составляющих которой выступают: информация, знания и информационные технологии, которые являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; в то же время, новая экономическая реальность функционирует преимущественно в рамках сетевых структур, трансформирующих характеристики менеджмента, производственных процессов, принципов распределения и т.д., при этом эта тенденция является глобальной, захватывающей все социальные и экономические процессы [6]. Сегодня большинство исследователей, рассматривая глобализацию, говорят о том, что именно информация, знания, инновации выступают ее неотъемлемыми элементами и базисом, без использования которых невозможно эффективное социально-экономическое развитие.
    М. Кастельс еще в 2000 г. говорил, что мир и экономика становятся не только информационными, но и сетевыми [9]. В этой связи следует отметить, что консалтинговые фирмы могут рассматриваться как составляющие инфраструктуры сетевой экономики, позволяющие ей функционировать посредством обмена информацией, корректировки этой информации в отдельных звеньях цепи и формировать наиболее быстрое перетекание знаний из одного участка цепи в другой с целью максимизации ожидаемого эффекта (в том числе экономического).
    С точки зрения организационных особенностей сеть – это устойчивая и структурированная совокупность полунезависимых субъектов, вовлеченных во взаимовыгодные отношения и объединенных общей целью. Именно подобная система взаимодействий распространена в консалтинге, когда контракты нацелены на решение отдельной задачи и поэтому носят проектный характер. Отличием подобной формы организации отношений выступает прямое и равноправное вовлечение всех участников в процессе согласования их деятельности.
    Важно также остановиться на информационном подходе к рассмотрению основ современной экономики и общества. Приверженцы информационного подхода акцентируют внимание на изменении роли информации и превращении ее в специфический, неиссякаемый ресурс человеческой деятельности; виртуальная экономика трактуется как некая абстракция, лишенная реального объекта жизнедеятельности, хозяйствования и управления, например П. Друкер и др. [10]. О тенденциях современной экономики, связанных с возрастанием роли информации в конце XX – начале XXI вв. пишут многие исследователи, в частности Е. Иванов и Р. Нижегородцев [4].
    Среди таких исследователей видное место занимает классик постиндустриализма Д. Белл, который в своих работах говорил о том, что знания и информация превращаются в стратегический ресурс экономического и общественного развития [1. С. 330]. М. Кастельс также внес значительный вклад в развитие теории информационного общества, он указывал на то, что информационное общество представляет собой систему, в которой получение информации, ее сбор, систематизация, передача и обработка выступают фундаментальными основами повышения производительности труда, что связано с кардинальным изменением технологических принципов производства [5]. Информация и знания накапливаются и потребляются не абстрактными субъектом, а человеком, который в процессе производства воспроизводит собственные знания и умения, создавая новый продукт и генерируя новые знания. Укажем, что именно этот аспект сегодня является наиболее значимым в общем контексте теоретических размышлений о ключевых тенденциях развития общества. А это, в свою очередь, ставит задачу постоянного наращивания человеческого капитала как базового ресурса новой экономики.
    Как отмечает Д. Тапскотт, «поскольку информационное общество основывается на умственном труде, работа все теснее переплетается с учебой, которая превращается в пожизненное занятие», а Интернет становится обязательным орудием такого обучения. «Именно поэтому система просвещения, интегрированная с информационной магистралью, близка к тому, чтобы уже в ближайшем будущем стать основой образовательной системы» [8. С. 254]. Здесь следует добавить, что только образовательная система не способна справиться с нарастающими требованиями к постоянному обновлению знаний работающего человека, запросы фирмы могут меняться весьма быстро и кардинально, поэтому как инструмент непрерывного образования и постоянного обновления консалтинговые услуги сегодня незаменимы.
    Вместе с тем необходимо отметить, что сам по себе рынок консалтинговых услуг является достаточно неоднородным и непрозрачным с позиции качества предоставляемых услуг [7]. В этих условиях особую актуальность приобретают как вопросы совершенствования теоретической базы управления консалтинговыми услугами, так и вопросы разработки действенных механизмов управления качеством и эффективностью консалтинговых услуг в условиях современных экономических реалий.
    Отдельно необходимо отметить, что сам рынок консалтинговых услуг можно условно поделить на несколько сегментов, причем существуют различные подходы к осуществлению такого деления. В целом эти подходы можно разделить на две превалирующие группы: предметный подход, делающий акцент на содержание консалтинговых услуг, и методический подход, уделяющий основное внимание технологиям оказания консалтинговых услуг.

    Список использованной литературы

    1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342.
    2. Бушуева Л.И., Шайхлисламов В.А. Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42). C. 395–400.
    3. Верховцева А.В., Журавлев А.Е. Алгоритм формирования системы организационного обучения в компаниях сферы консалтинговых услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 1. С. 68–71.
    4. Иванов Е., Нижегородцев Р. Информационная экономика и динамика переходных процессов: антология. М.: Бизнес-Юнитек, 2003.
    5. Кастельс М. Коммуникация, власть и контр-власть в сетевом обществе // Социологический ежегодник. 2010. С. 243–247.
    6. Малышева Д. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 90–97.
    7. Сигова М.В., Верховцева А.В., Журавлев А.Е. Формирование стратегии развития компаний сферы консалтинговых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 1. С. 120–124.
    8. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / пер.с англ. И. Дубинского. Киев: INT Пресс; М.: Релф бук, 1999.
    9. Castells M. Materials for an exploratory theory of network society // Brit. J. of. Soc. 2000. № 51. Р. 5–24.
    10. Drucker P. Post-Capitalist Society. N.Y., 1995.
    11. Портал Рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ ratings/consulting/2013/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2