ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стратегия обеспечения устойчивости развития предпринимательских структур

STRATEGY OF SECURING SUSTAINABILITY OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES DEVELOPMENT



О.В. Холкин
Oleg Kholkin
gorbunov39@bk.ru
соискатель кафедры экономики и менеджмента АНО ВПО «Смольный институт РАО»
candidate for PhD of the Department of Economics and Management of Smolny Institute of Russian Academy of Education
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • устойчивость предпринимательских структур
  • коммерческий риск
  • предпринимательство
  • механизм управления
  • хозяйственная деятельность
  • Keywords:

  • sustainability of entrepreneurial structures
  • commercial risk
  • entrepreneurship
  • management mechanism
  • economic activity
  • Рассматриваются различные аспекты устойчивого развития предпринимательства. Автор полагает, что принятие стратегии обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства для хозяйствующих субъектов.
    Автор делает вывод о том, что обеспечение устойчивости развития является принципиально важной основой укрепления предпринимательства и развития механизмов коллективной ответственности для хозяйствующих субъектов. При этом государству отводится роль управляющего и координирующего органа.

    We believe that adoptation of a strategy of securing sustainable development of entrepreneurial structures is essential for the country strengthening, ensuring social guarantees, developing the mechanisms of corporate liability and democratic social partnership for economic entities.
    We come to a conclusion that securing the development sustainability is the basis for strengthening the entrepreneurship and developing the mechanisms of corporate liability for economic entities. Meanwhile the state is given the role of a controlling and coordinating body.

    Обзор статьи

    Под воздействием все возрастающих опасностей и угроз на передний план выдвигается проблема устойчивого общественного развития, которая возникает на международном, национальном, региональном уровнях, уровне отдельной организации или предприятия, домашнего хозяйства или личности. В настоящее время ситуация в обществе и его экономической системе породила многие непредвиденные опасности и угрозы предпринимательским организациям. Существовавшие всегда деструктивные факторы: мошенничество, хищения, коррупция, криминализация бизнеса, подлоги, промышленный шпионаж и др. продолжают беспокоить общество. Различным аспектам устойчивого развития предпринимательства посвящены исследования многих ученых.
    Однако, несмотря на высокую степень теоретической проработки, до настоящего времени принципы, методы и положения устойчивого развития предпринимательских организаций не нашли своего должного места в исследованиях проблем формирования механизма устойчивого развития различных предпринимательских организаций, теоретического обоснования и организационно-методической основы обеспечения системы устойчивого развития предпринимательских структур с учетом их особенностей.
    Современный бизнес и предпринимательство сопряжены с коммерческим риском, природа которого очень многообразна. Непредсказуемость хозяйственной деятельности и ее результатов может привести не только к нежелательному результату, но и к невосполнимому ущербу или даже к полному банкротству. Предпринимательская организация может потерять самостоятельность, устойчивость развития. Все это требует, чтобы предприниматели, менеджеры различных уровней знали теорию устойчивости развития предпринимательских структур, понимали её структуру, имели представление об объектах предпринимательства, основных опасностях и угрозах, знали количественные и качественные показатели оценки уровня устойчивости развития предпринимательских структур, методы анализа факторов риска и, что особенно важно, основные направления обеспечения устойчивого развития предпринимательства, а также умели претворять на практике теоретические положения с учетом их особенностей.
    Существующие законы по обеспечению устойчивого развития предпринимательских структур, по мнению автора, должны иметь правовую основу и не меняться так быстро, как сейчас, ибо они существенным образом оказывают влияние на результативность производственно-хозяйственной деятельности.
    Бесспорно, что на начальной стадии в современных рыночных условиях находится и теория устойчивого развития предпринимательской деятельности, в то время как назрела острая необходимость иметь четкое теоретическое представление о сущности устойчивого развития предпринимательских структур, их основных опасностях и функционировании в рыночных условиях.
    По мнению автора, на основании теории устойчивости следует разработать алгоритм действия предпринимательских структур, который будет способствовать дальнейшему стабильному развитию с учетом сил и средств, необходимых для обеспечения устойчивости развития предпринимательских структур.
    Следует отметить, что многие предпринимательские организации в процессе становления рыночных отношений оказались не готовы к решению задач их устойчивого развития и не учитывали во многих случаях такие важные факторы, как технические и природные.
    Со стороны отдельных объектов предпринимательских структур в современных условиях, как показывают исследования ряда ученых-экономистов [3; 6], для кардинальных изменений необходима смена концептуальных основ экономических отношений предприятий на внутреннем и внешнем контурах механизма управления.
    При этом комплексную систему механизма устойчивости развития предпринимательских структур нельзя, как показали наши исследования, сводить только к управляющему воздействию. Здесь роль механизма управления предполагает и обратную зависимость, когда лица, принимающие решения (ЛПР), или находящиеся в управляемой подсистеме, оказывают воздействие и на управляемую подсистему – органы власти различного уровня.
    Систему устойчивого развития предпринимательской структуры можно рассматривать по внешнему контуру, как элемент безопасности больших экономических систем – экономики страны и ее регионов, которые включают в себя в качестве взаимосвязанных и взаимозависимых элементов отдельные сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.), объединяющие, в свою очередь, более мелкие элементы: отрасли, подотрасли. Конечным элементом в этой системе является предпринимательская структура. Таким образом, предпринимательские структуры являются основными, первичными элементами экономики страны и любого региона.
    Экономические отношения с государством устанавливаются на основе системы нормативов: порядка и правил ведения хозяйственной деятельности, величины и сроков отчислений в бюджеты субъектов различных уровней и во внебюджетные фонды и т.д. При этом необходимо отметить огромную управляющую роль государства в достижении экономических и финансовых результатов на предприятии.
    Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур – это организация комплекса мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики организации, обязательно предполагающего механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. В идеальном случае устойчивость предпринимательской структуры идентифицируется, с одной стороны, с интересами его внутренней среды, а с другой – с интересами общества, отрасли, региона и государства в целом.
    Предпринимательская структура является открытой системой, которая материальными и информационными потоками связана с поставщиками, потребителями и транспортными организациями, федеральными, региональными и местными органами власти.
    Устойчивость предпринимательских структур следует рассматривать как меру согласования интересов предприятия с интересами субъектов внешней среды, а любой интерес предприятия – как его взаимодействие с субъектами внешней среды, в результате которого предприятие получает прибыль.
    По оценкам многих ученых-эконо-мистов [4; 6; 7] важное значение имеют внутренние опасности устойчивого развития предпринимательских структур, которые возникают непосредственно в сфере производственно-хозяйственной деятельности предпринимательского предприятия. Важно при этом отметить, что имеют место такие факторы, как низкий образовательный уровень руководителей; существенные упущения как в тактическом, так и в стратегическом планировании, связанные, прежде всего, с выбором цели, неверной оценкой возможностей предприятия, ошибками в прогнозировании; недостаточный уровень дисциплины; противоправные действия кадровых сотрудников; нарушения режима сохранения конфиденциальной информации, выбор ненадежных партнеров и инвесторов, смерть ведущих специалистов и руководителей; зависимость ряда руководителей от уголовного мира; низкая компетентность кадров и др.
    При оценке стратегии обеспечения устойчивости предпринимательских структур в настоящее время важно учитывать следующие основные задачи предприятия:
    - своевременное выявление и прогнозирование внешних и внутренних угроз устойчивости развития предприятия;
    - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних опасностей и угроз;
    - подъем экономики и уровня жизни персонала, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
    - преодоление научно-технической и технологической зависимости предприятия от внешних источников;
    - укрепление правопорядка, сохранение социальной стабильности персонала;
    - неукоснительное соблюдение законодательства всем персоналом и должностными лицами;
    - взаимовыгодное сотрудничество со всеми конкурирующими предприятиями.
    Таким образом, обеспечение устойчивости является принципиально важным базисом в целях укрепления предпринимательства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства для хозяйствующих субъектов.
    Кроме того, следует учитывать, что в механизме управления экономическими процессами в предпринимательской структуре заложено неравенство, которое оправдано лишь в том случае, если оно способствует выгоде всех и компенсирует потери особенно незащищенных членов общества. К последним, по оценкам специалистов, можно отнести от 30 до 70 процентов населения страны [6; 7].
    Анализ имеющихся разработок по теории устойчивости показывает, что выход из сложившейся ситуации необходимо искать в объединении усилий государства, регионов, предприятий и потребителей продукции по комплексному обновлению технологий и технологического парка машин. При этом государству отводится роль управляющего и координирующего органа, способствующего устранению опасностей и угроз, обеспечению предприятий оборотными средствами, прежде всего, за счет снижения ставки банковского процента, что позволяет предприятиям брать не только краткосрочные кредиты на текущие нужды, но и долгосрочные – для развития научно-технической базы.
    Государство должно создать условия на эффективно действующих предприятиях для получения таких экономических и финансовых результатов, которые после всех взаиморасчетов могли бы обеспечить расширенное воспроизводство. При этом государство должно следить за более полным удовлетворением общественных потребностей и обеспечивать дотации и всевозможные льготы низкорентабельным и по природе своей неэффективным в коротком периоде или высокорисковым отраслям (наука и научное обслуживание, культура, сельское хозяйство и др.).
    Подводя итог, можно сделать вывод, что в современных условиях наша страна существенно отстала в социально-эконо-мическом развитии от большинства развитых стран. Особенно это касается инновационного развития, уровня и качества жизни населения, существенно отставание в науке, образовании, велика коррупционность, монополизм, очень слаба конкурентная среда. Поправить положение дел возможно лишь на основе проведения в жизнь крупномасштабной модернизации. Решить задачи, стоящие в целом перед национальной экономикой, можно лишь тогда, когда мы обеспечим устойчивое развитие предпринимательства с учетом его особенностей.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 (ред. от 01.07.2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Горбунов А.А. Коллективное инвестирование собственников жилья – трансформационный подход в ноосферной экономике // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Пе-тербург). 2013. № 2. С. 7–12.
    3. Горбунов А.А. Развитие теории и практики организации взаимодействия властных и предпринимательских структур: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2012.
    4. Горбунов А.А. Развитие системы управления хозяйственными рисками предпринимательской среды сферы услуг. СПб.: Изд-во МФИН, 2011.
    5. Горбунов А.А. Теоретические и практические проблемы предпринимательской деятельности в промышленности. СПб.: Изд-во МФИН, 2011.
    6. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002.
    7. Экономическая безопасность России / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2