ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие франчайзинга в России

DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN RUSSIA



С.С. Смирнов
Sergey Smirnov
serg130477@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
a PhD student at Management Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • франчайзинг
  • субсидирование
  • франшиза
  • государственные программы поддержки
  • федеральный гарантийный фонд
  • Keywords:

  • franchising
  • franchise
  • programs of state support
  • subsidizing
  • Federal Guarantee Fund
  • Актуальность темы исследования обусловлена увеличением требований к качеству товаров и услуг на фоне глобализации рынка и растущей конкуренции. Транснациональные компании могут удерживать или снижать цены на продукцию, не снижая её качество и не неся значительных материальных потерь, тем самым вытесняя с рынка более слабых конкурентов.
    В статье рассматривается франчайзинг как один из перспективных видов отношений между рыночными субъектами, расширение спектра господдержки действующим и потенциальным франчайзи, изменение законодательства в сфере франчайзинга, кредитование на более выгодных условиях, обучение, консультирование, юридическая помощь.
    На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что франчайзинг является одной из наиболее перспективных и привлекательных бизнес-технологий современности для любого вида бизнеса.

    The increasing requirements concerning the quality of goods and services under market globalization and growing competition determine the relevance of the topic in question. Multinationals can keep or decrease the prices without degrading product quality and avoiding significant financial losses, thereby forcing weaker competitors out of the market.
    Franchising is considered as one of the most promising types of relations between market participants, broadening the range of government support to existing and potential franchisees, changing legislation in the field of franchising, loans on more favorable terms, training, counseling, and legal assistance.
    On the basis of the research we can conclude that franchising is one of the most promising and attractive modern business technologies for any type of business.

    Обзор статьи

    Популярность и востребованность франчайзинговой модели ведения бизнеса в России набирает обороты из-за преимуществ, которые заложены в данной модели. Можно выделить несколько факторов, которые стимулируют открытие новых и переход работающих предприятий к такой модели:
    1. Надежные поставщики и более широкий рынок сбыта.
    2. Минимальные риски финансирования для банков и инвесторов.
    3. Сроки окупаемости более понятны, чем при организации собственного бизнеса.
    4. Готовые регламенты и стандарты работы.
    5. Известная торговая марка, которая привлечет клиентов на начальном этапе, передача клиентской базы франчайзи и региональных заказов .
    6. Есть похожие франшизы, которые подтверждают выгоду и перспективу в каком-либо направлении деятельности.
    7. Обучение персонала франчайзи и консультирование на протяжении всего срока сотрудничества
    8. Минимизация налогов.
    9. Доступность кредитов, процентная ставка меньше, отсрочка платежа для франчайзи [6].
    Но при этом необходимо учитывать, что франчайзинг – это новый бизнес и для его внедрения и развития необходимы знания. С каждым днем растет количество фирм, которые предлагают помощь в организации покупки, продажи и разработки франшизы. Информационные сайты, которые специализируются исключительно на вопросах франчайзинга, предоставляют информацию о франшизах и их рейтинг, представители сайтов участвуют в конференциях, выставках и предоставляют отчеты о них, проводят интервью с лидирующими франчайзорами и франчайзи, а также представителями РАФ и представителями законодательной и исполнительной власти, освещают предстоящие или состоявшиеся изменения в законодательстве, касающиеся франчайзинга, проводят мастер-классы, в которых можно участвовать или посмотреть видео на сайте, оказывают юридическую помощь. Спектр предоставляемых такими сайтами услуг растет с каждым днем. Также много предложений по обучению и поддержке внедрения вертикальной интеграции, в том числе франчайзинга. Различные школы, курсы, мастер-классы, семинары предлагают обучить будущих и повысить квалификацию действующих франчайзи. Увеличивается количество консалтинговых компаний, специализирующихся на консультации руководителей и персонала, консультанты предлагают познакомить сотрудников организации с новыми идеями, взглядами, подходами, эффективными методами решения проблем и задач на предприятии.
    Немаловажным для успеха деятельности франчайзора является то, соответствует ли его сеть нормам и требованиям, которые выдвигает государство к франчайзинговой деятельности, соблюдение и работа с нормативно-правовыми документами. Франчайзор рискует идеей и успешной схемой ведения бизнеса, т.к. франчайзи до заключения или после расторжения договора может вести бизнес под своим брендом, используя схему и механизмы франчайзора. Одной из сдерживающих причин в развитии франчайзинга является нежелание франчайзора раскрывать исчерпывающую информацию о компании и партнёрах перед франчайзи [2].
    В российском законодательстве есть законы об охране коммерческой информации, но на практике тяжело доказать факт нарушения. Также происходит жесткий отбор потенциальных франчайзи компаниями с известным брендом, т.к. происходит снижение репутации и ценности бренда на рынке из-за некомпетентности и недобросовестности франчайзи, которые не соблюдают необходимые стандарты качества предоставляемых товаров и услуг [5]. Проблема качественной недвижимости, которая соответствует профилю бизнеса, также актуальна на сегодняшний день. Предприниматели вынуждены арендовать помещения, но крупные фирмы с известным брендом ставят условие, чтобы недвижимость была в собственности, а банки отказывают в кредитовании на большие суммы без залога [3; 4].
    С недавнего времени банки начали открывать программы, адаптированные под нужды франчайзи. Речь идёт о программах кредитования на открытие бизнеса по франшизе. Подобные банковские продукты предлагают «Сбербанк», «ВТБ», «Райффайзенбанк», «Росбанк» и др. Финансовая группа «Лайф» запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры фонда «Лайф Франчайзинг», которая инвестирует до 90% суммы, необходимой для организации проекта. В большей степени финансируются действующие сети, но также рассматриваются новые проекты. Предприниматель может иметь всего 10% от необходимой суммы, программа предусматривает финансирование от 1 до 15 млн. руб. на срок 5–7 лет. В основном фонд «Лайф Франчайзинг» финансирует те сети, которые находятся в деловом портфеле фонда. Подобные портфели или номенклатуру франчайзинговых сетей, финансируемых по разным программам, имеют все банки и фонды. Некоторые фонды, такие как «Агат», осуществляют помощь не только в финансировании, но и в организации самого бизнеса: составление бизнес-плана, консалтинг на первых этапах при организации бизнеса, мониторинг региона и оценка перспектив бизнеса в регионе [8].
    Растет количество государственных программ финансирования начинающим и действующим предпринимателям. При субсидировании малого и среднего бизнеса в рамках федеральных программ выделяются не только деньги, но и некоторые блага: льготные условия на кредиты в банках; гранты; скидка на аренду с выкупом арендуемого помещения. Поддержка малого и среднего бизнеса также может отличаться в зависимости от экономики того или иного региона, актуальных направлений бизнеса. Одним из наиболее важных условий при желании получить поддержку является подробно разработанный бизнес-план с максимумом информации о предприятии.
    Существует ряд программ поддержки, реализацию которых контролирует государство. Все государственные программы поддержки имеют свой срок реализации, бюджет и направление деятельности. Структура, которая облегчает поддержку предпринимателей, представляет собой ряд коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы в качестве подрядчиков в этой сфере. Здесь присутствуют банки, инвестиционные фонды, государственные учреждения, венчурные фонды, гарантийные фонды, научные (бизнес-школы), а также общественные организации. Средства выделяются на условиях софинансирования и не могут быть потрачены на любые нужды, деньги имеют вид целевого финансирования. Их можно использовать для оплаты аренды здания, помещений, производственных площадей, которые находятся в частной собственности; на приобретение основных средств производства, оснащение рабочих мест, закупку необходимых расходных материалов или сырья для производства (на эти нужды не может быть потрачено более 20% от суммы субсидии). В каждом регионе страны своя максимальная сумма субсидии, свой процент софинансирования и свои условия субсидирования. Всю информацию о видах и условиях субсидирования можно узнать на сайте администрации города или области [1].
    Но кроме материальных проблем, которые государство решает с помощью различных программ помощи малому и среднему бизнесу, остаются проблемы регулирования ношений между франчайзором и франчайзи. Единственным регулятором франчайзинга в настоящее время является глава 54 ГК РФ. 21 апреля 2014 года был внесен законопроект о франчайзинге, если его примут, то он вступит в силу с 1 января 2015 года. Законопроект разъясняет все профессиональные термины, конкретизирует понятия о франчайзинге, права, обязанности и ответственность обеих сторон, заключивших договор коммерческой концессии. До подписания договора франчайзор обязан раскрыть перед франчайзи данные о компании, материнских компаниях и партнерах; составить профессиональное досье на первые лица компании; сообщить о прошлых банкротствах и судебных процессах. Если будет доказано, что франчайзор утаил часть информации или исказил её, франчайзи имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков. Законопроект о франчайзинге призван регулировать отношения и решать спорные вопросы, возникающие при подготовке, заключении, выполнении и расторжении договора коммерческой концессии на территории РФ, а также уменьшить количество франшиз-«пустышек» и мошенников.
    Развитие франчайзинга в России лучше всего прослеживается в крупных городах. Как заявил премьер-министр Д. Медведев, в скором будущем будет создан федеральный гарантийный фонд, с целью помочь начинающим предпринимателям. В России создана система региональных гарантийных фондов, выступающих поручителями перед банками за компании малого и среднего бизнеса, у которых не хватает собственного имущества для залогового обеспечения кредитов. Федеральный гарантийный фонд, по словам министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева, будет небанковской кредитной организацией и будет давать не только поручительства, но и гарантии. Для этой цели в бюджете на 2014–2015 гг. предусмотрены дополнительные финансы для поддержки системы финансирования в малом бизнесе. Сегодня франчайзинг в России стал популярным, и число предприятий, работающих по франшизе, увеличивается с каждым годом. Существенное влияние на развитие отечественного франчайзинга оказывают налоговые и судебные реформы, господдержка, изменения в законодательной базе [7].

    Список использованной литературы

    1. Господдержка малого бизнеса // Электронная версия «Российской газеты». Предпринимательство. URL: http://www. rg.ru/sujet/4176/ (дата обращения: 22.10.2014).
    2. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Сиб-ли Интернэшнл, Инк. 2012. 420 с.
    3. Марков С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 3. С. 104–107.
    4. Меркулов А., Фокин В., Ватутин С. [и др.]. Франчайзинг от А до Я. М.: Феникс, 2013. 160 c.
    5. Самурин В.К. Франчайзинг. Актуальные проблемы и мировой опыт. М.: Юнити, 2013. 300 с.
    6. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке. 2011. 225 с.
    7. Прокофьев В. Экономика и бизнес. Законопроект о франчайзинге внесен в Госдуму // Информационное агентство Российской Федерации (ИТАР-ТАСС): [сайт]. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/ 1135582 (дата обращения: 05.10.2014).
    8. Что такое стартап? // Конструктор успеха: [сайт]. URL: http://constructorus.ru/ finansy/chto-takoe-startap.html (дата обращения: 05.10.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2