ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Фундаментальные и прикладные проблемы институционального развития наноиндустрии в контексте становления экономики знаний

FUNDAMENTAL AND APPLIED PROBLEMS OF INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF NANOINDUSTRY IN CONTEXT OF KNOWLEDGE ECONOMY EVOLUTION



Д.П. Фролов
Д.А. Шелестова
Daniil Frolov
Dildarachon Shelestova
ecodev@mail.ru
dilja80@mail.ru
зав. кафедрой маркетинга Волгоградского государственного университета, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Волгоградского государственного университета, кандидат экономических наук
Нead of Marketing Department of Volgograd State University, Doctor of Economics, professor
senior lecturer at the Department of Corporate Finance and Banking of Volgograd State University, PhD in Economics
г. Волгоград
г. Волгоград
Volgograd
Volgograd

Ключевые слова:

  • институциональное развитие
  • экономика знаний
  • экономика наноиндустрии
  • экономические институты
  • развитие нанотехнологий
  • реиндустриализация экономики
  • технологическое регулирование
  • аналитический сектор
  • синтетический сектор
  • символический сектор
  • Keywords:

  • institutional development
  • knowledge economy
  • economy of nanoindustry
  • symbolic sector
  • development of nanotechnology
  • economic institutions
  • technological regulation
  • analytical sector
  • synthetic sector
  • re-industrialization of economy
  • В статье раскрывается институциональная специфика эволюции экономики знаний как современной конкретно-исторической формы постиндустриализации хозяйства. Обосновано, что постиндустриальный характер экономики знаний не отменяет значимости ее высокотехнологичного индустриального базиса.
    Выявлена общая логика и этапы эволюции экономики знаний в России в постсоветский период. Раскрыты особенности процесса институционального развития экономики знаний на основе декомпозиции ее структуры на три взаимосвязанных сектора: аналитический, синтетический, символический. Особый акцент сделан на проблемах регулирования развития институционализации наноиндустрии, выступающей наиболее быстро прогрессирующей сферой инновационной деятельности.

    We reveal institutional characteristics of the evolution of the knowledge economy as a modern concrete historical form of economic post-industrialization. The post-industrial nature of knowledge economy has been proved not to negate the importance of its high-tech industrial base.
    The general logic and evolution stages of the knowledge economy in Russia in the post-Soviet period are revealed. We specify the features of the institutional development of the knowledge economy based on the decomposition of its structure into three interrelated sectors: analytical, synthetic, symbolic. Particular emphasis is placed on the problems of regulating the institutionalization development of the nanoindustry being the most rapidly advancing field of innovation.

    Обзор статьи

    Принято считать, что вторая половина ХХ столетия является периодом перехода ведущих экономически развитых стран к постиндустриальному типу хозяйствования, импульсом для которого стала информационно-технологическая революция и произведенные ей трансформации институциональной структуры. Безусловно, с течением времени институциональные изменения, произошедшие во многих странах и мегарегионах мира, должны были вызвать перераспределение конкурентных преимуществ. Улучшение общего инвестиционного климата, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры ведут к снижению эффективности использования трансформационных, осязаемых факторов производства в качестве конкурентных преимуществ. И тогда в действие вступают другие, более «тонкие», неосязаемые, трансакционные факторы, как, например, уровень образования, концентрация научно-исследовательских кадров, их способность к генерированию нового знания и др. Уровень конкуренции и неопределенности в сфере инноваций и образования непрерывно растет.
    В настоящее время общепризнан тот факт, что основой конкурентоспособности хозяйствующих субъектов любого масшта-ба являются знания, образование, когнитивные технологии и интеллектуальный капитал, от отдельных работников до международных образований, от малых предприятий до глобальных корпораций. Но вместе с тем дискуссионными остаются многие теоретически значимые вопросы, особенно связанные с формированием институциональной структуры и инфраструктуры экономики знаний и ее отдельных подсистем, в частности, нанотехнологической индустрии (наноиндустрии) как одной из наиболее инвестиционно привлекательных и стремительно растущих сфер инновационной экономики.
    Логика развития экономики знаний обусловлена тем, что «постиндустриальная экономика», базирующаяся на доминировании сферы обслуживания, в результате бурного прогресса информационно-комму-никационных технологий эволюционно сменилась моделью «информационной экономики»; широкая экспансия и снижение стратегической значимости информационно-коммуникационных технологий ведет к их интеграции в качестве инфраструктуры нового технологического уклада, обусловливая критическую роль человеческого капитала (интеллекта и креативных компетенций) и переход к экономике, основанной на знаниях [8. С. 7]. Экономика знаний есть эволюционная (стадийная) форма проявления постиндустриальной экономики, однако это не отменяет базирования экономики знаний на комплексе индустрий. Индустриализация – не стадия, а вектор экономического развития [1; 2]. В этом смысле термин «постиндустриализация» методологически не вполне корректен. Точнее было бы говорить о двух направлениях эволюции экономических систем – индустриализации и сервисизации, рассматривая их не как антагонистические, а как взаимодополняющие. Сервисизация не предполагает деиндустриализации, напротив, она связана с повышением автоматизации труда в сфере услуг. В свою очередь, реиндустриализация не означает курса на управляемую деградацию сферы услуг, ее вытеснение промышленной сферой.
    Наноиндустрия часто рассматривается как основной или один из базовых компо-нентов нового технологического уклада [5. С. 17]. Подчеркнем, что метафорический характер термина «технологический уклад» позволяет достаточно произвольно оперировать содержанием его компонентной структуры. Тем не менее, допустимо связывать предыдущий уклад с информационными технологиями, а формирующийся в настоящее время уклад с нанотехнологиями, биотехнологиями, электронной промышленностью и интеллектуальной робототехникой. Это соответствует концепции NBIC-конвергенции, т.е. взаимодополняющему развитию нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Базирующиеся на этих комплексных технологиях широкого применения индустрии являются структурной основой нового технологического уклада [4].
    Институциональное развитие экономики знаний понимается как комплексный процесс функционального, структурного и нормативно-правового оформления когнитивизации хозяйственной системы, реализующийся в трех секторах:
    – «аналитическом» (фундаментальная наука и образование);
    – «синтетическом» (прикладная наука и инновационный бизнес);
    – «символическом» (креативные индустрии).
    Под институтами экономики знаний понимаются комплексы специализированных институций (видов интеллектуальной деятельности и профессий высокой квалификации в сфере креативного труда), типов организаций и регулятивных механизмов, интегрирующих нормы, правила, процедуры и стандарты расширенного воспроизводства востребованных рынком и обществом знаний [9. С. 7–8].
    В России в постсоветский период развитие экономики знаний происходило в 3 этапа:
    – 1992–1998 гг. – искаженная постиндустриализация, связанная с деградацией промышленного производства и научно-образовательного комплекса в результате либерально-рыночных реформ при гипертрофированном развитии сферы обращения;
    – 1999–2007 гг. – диспропорциональная информатизация, выразившаяся в расширении области применения информационно-коммуникационных технологий с их концентрацией в трансакционном секторе на фоне консервации сырьевой модели экономического роста;
    – 2008 г. – настоящее время – стохастичная модернизация, отражающая закрепление информационного общества и экономики знаний в числе национальных стратегических приоритетов, определение критических технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, активное включение в глобальное нанотехнологическое развитие, формирование «точек концентрации» инновационного роста в условиях противоречивой реформы образовательной системы и медленного роста наукоёмкости ВВП [9. С. 175].
    Переход к экономике, основанной на знаниях, требует обоснования и проведения комплексной и гибкой институциональной политики, связанной с регулированием соответствующих институтов, их отдельных элементов и параметров. Принципами государственного регулирования институционализации экономики знаний должны стать: системность (комплексный охват управляющими воздействиями всех ее секторов), гибкость (дифференциация методов и инструментов в зависимости от специфики сектора и потенциала его коммерциализации), интерактивность (активное взаимодействие с широким кругом экспертных сообществ и стейкхолдеров) [9. С. 127].
    Доминирующая в настоящее время идея «принуждения к инновациям» отражает тот факт, что в России в основном наблюдается имитация инновационной деятельности. Механизмы внедрения инноваций неэффективны, спрос на инновационную продукцию крайне низок. Принуждение к инновациям выражается в том, что в 60 компаниях с государственным участием приняты программы инновационного развития. Государство фактически заставляет крупный бизнес внедрять инновации, но существуют альтернативные варианты. Например, в Китае более 20 лет действует закон, согласно которому предприятие, осваивающее новую технологию, на несколько лет освобождается от налогов. Поэтому нужно расширить спектр форм принуждения к инновациям – в частности, следует активнее повышать требования технических стандартов и регламентов. Например, для цементных заводов можно постановлением Правительства РФ установить, что расход топлива не должен быть более 150 кг на тонну цемента, одновременно дать возможность заводам освоить к этому времени инновационную технологию за счет льготного кредитования.

    Список использованной литературы

    1. Гринюк К.П. Особенности организации инновационной деятельности в промышленности на современном этапе научно-технического развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 4 (25). С. 241–244.
    2. Гринюк К.П. Эволюция промышленного комплекса как функция эволюции знаний и технологии // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 3 (24). С. 64–67.
    3. Иншаков О.В. Наноиндустриализация в глобальном контексте. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 36 с.
    4. Курченков В.В. Об основных подходах к формированию наукоемкой экономики в современной России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 40–45.
    5. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / под ред. акад. РАН С.Ю. Глазьева, проф. В.В. Харитонова. М.: Тровант, 2009. 304 с.
    6. Рынок нано: от нанотехнологий − к нанопродуктам / Г.Л. Азоев [и др.]; под ред. Г.Л. Азоева. 2-е изд. (эл.). М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2013. 319 с.
    7. Фролов Д.П., Рыжкин В.В. Управление институциональной политикой в сфере наноиндустрии // Власть. 2012. № 2. С. 63–68.
    8. Фролов Д.П., Шулимова А.А. Институциональная системность социальной ответственности бизнеса (природа, институции, механизм) // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013. Т. 5. № 1. С. 63–68.
    9. Шелестова Д.А. Институциональное развитие экономики знаний в современной России: дис. … канд. экон. наук. Волгоград, 2013. 177 с.
    10. Brown N.J. Nanotechnology: Is New Regulation Needed, And If So, By Whom? // Legal Backgrounder. 2008. Vol. 23. № 33. Р. 15–22.
    11. Fiorino D.J. Voluntary Initiatives, Regulation, and Nanotechnology Oversight: Charting a Path // PEN. 2010. Vol. 19. Р. 1–52.
    12. Nanotechnology: What Is It And How Will It Affect Us? // Catalan Foundation for Research and Innovation. 2009. 45 р.
    13. Proceedings Conference NanoCap // STOA-EP «Working and Living with Nanotechnologies – Trade Union and NGO positions» (2 April 2009, Brussels, European Parliament). Brussels, 2009. 52 р.
    14. Saunier C. Report on the evolution of the micro and nanoelectronics sector // Senate. Regular session of 2007–2008. 2008. № 417. 64 р.
    15. Senjen R. A critical review of governance issues in Europe and elsewhere // Nanotechnologies in the 21st century. 2009. № 3. Р. 1–28.
    16. The Big Downturn? Nanogeopolitics // ETC Group. 2010. 72 р.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2